?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Мы уже давно привыкли к своим жилищам в обезличенных домах-муравейниках, мы все чаще воспринимаем наши квартиры как место, где можно поужинать, посмотреть телевизор и переночевать. Может поэтому, зачастую, нас уже и не тянет домой?

Между тем, дом для наших предков всегда был сакральным местом, крепостью, защищающей от внешнего мира, отделяющей личное от общественного. Каждый элемент старинного дома был важен и имел свой духовный смысл, свое место. К сожалению, мы почти утратили знания о том, где нужно стоить дом, как его обустраивать.


А вы знаете, что требования новомодного фен-шуя почти по всем параметрам совпадают с правилами устройства русского дома? Но в этой статье мы хотим рассказать не о фен-шуе, а о знаковых, культурных традициях и ритуалах дома наших славянских пращуров.

Место постройки дома

Особое внимание древние славяне уделяли месту постройки дома. Они не просто стремились гармонично вписать свое жилище в окружающий ландшафт, но и учитывали климатические и энергетические условия местности.

Нельзя было стоить дом на гиблом месте (на кладбищах и местах с отрицательной энергетикой). Неблагоприятными для строительства дома считались перекрестки и участки вдоль больших трактов. Древние славяне считали, что там водится нечистая сила. Места, где раньше стояли бани, тоже считались грязными, поэтому там дома не строили.

Виды славянских домов

А знаете ли вы, что самым древним славянским домом считается клеть? Это однокомнатный маленький сруб 3 на 2 метра, в котором отсутствовали даже оконные проемы. Зачастую там не было даже печи. А вот если клеть имела печное отопление, то ее уже называли избой. В первых избах топили «по-черному», а дым выходил через деревянную дымницу (дымоход) в окна или двери. Древние избы ставили прямо на землю, привычных полов там не было.



Всем известно расхожее выражение – «царские хоромы», обычно у нас они ассоциируются с богатым домом. Но это не так. Хоромы представляют собой несколько построек-усадеб, соединенных между собой переходами и сенями. На втором этаже хором обустраивали горницы и светлицы. Горенка имела красное окно, а светелка не одно, а несколько.

А вот терем это третий или четвертый этаж дома, окна в тереме выходили на все стороны. Терема имели кроме комнат башни – «смотрильни», а также огороженные решетками парапеты и балконы – «гульбища».

Для наших предков дом был живым организмом. Он служил не только защитой, но и мог привлечь здоровье, счастье и благосостояние, или наоборот, накликать беду в семью, которая в нем проживала. Разумеется, если домочадцы соблюдали или не соблюдали определенные правила.

Порог, двери, ворота

Порог для наших пращуров служил рубежом между внешним миром и внутренним, семейным. Поэтому древние славяне обращались к нему с просьбой не допустить в дом человека с черными мыслями или плохими намерениями, пусть он споткнется, а дурные мысли улетучатся.

Порог также ассоциировался с границей между мирами живых и мертвых. Существовали даже традиции, когда при строительстве избы под порог укладывали прах одного из умерших членов семьи с тем, чтобы он с того света защищал семью своих потомков. Именно поэтому бабам на сносях запрещали долго стоять на пороге.



Подобные традиции существовали и по отношению к воротам. Своеобразными оберегами от нечистой силы служили также четверговые свечи, кресты, крапива, нож или обломок косы, которые вставляли в щели порога.

Чтобы не причинить вреда кому-то из домочадцев, запрещалось мести мусор через порог. Плохой приметой было переступать порог наполовину обутым – т.е. когда обувь была только на одной ноге. Это могла привести к тому, что переступающий никогда не сможет завести семью.

До сей поры сохранилась примета, запрещающая передавать вещи через порог или здороваться. Знаем мы и о том, что надо посидеть у порога перед дальней дорогой. Но мы уже забыли, что гостя следует встречать перед порогом и пропускать его в дом впереди себя. Пришедшему не стоит разговаривать, стоя на пороге, и рассматривать дом через порог. Была даже коротенькая молитва, которую следовало прочитать перед тем, как войти в дом – «Без Бога – ни до порога».

Матица

Помимо порога в старинном русском доме существовал еще один важный элемент разграничения внешнего и внутреннего мира. Располагался он под крышей, являя собой центральную балку, служащую основанием для потолка. Ритуалы, связанные с матицей (маткой) начинались еще на этапе строительства дома.



Укладка этого бруса означала окончание возведения сруба и сопровождалась посыпанием матицы пшеничным зерном, хмелем и молитвами о благополучии строящегося дома. Следовало при этом щедро угощать плотников, работавших на строительстве данного дома. Если плотники от угощения отказывались — это считалось плохим знаком. Поэтому, чтобы этого не допустить, хозяева были вынуждены были поднимать плату за работу. Вот такие нюансы старинных рыночных отношений.

Если гость приходил в дом, то садился на лавку, которая стояла до матицы, а пройти за нее мог только с разрешения хозяев. Чтобы была удача в пути, следовало перед выходом дотронуться до матицы. А для того, чтобы в доме не было клопов и прочих насекомых можно было подсунуть под эту балку отколовшийся от бороны зуб.

Окно

По старым поверьям для дома через окошко благоприятен только солнечный свет. А вот для того, чтобы уберечь свое жилище от дурного глаза наши предки делали резные орнаменты – обереги в виде солнца на наличниках окон и ставнях.



Быть беде – если в дом через окно залетала плица. Через него в старые времена выносили мертвых детей, которых не успели покрестить или членов семьи, умерших от горячки.

Красный угол — покутье

В красном углу всегда была домашняя церковь в миниатюре. Располагали покутье в углу, противоположном печи. При этом рядом на восточной стороне дома должно быть окно, которое называлось застольным.

В красном углу размещали иконы, украшенные божниками, специальными рушниками с богатой вышивкой. Элементами украшения также служили цветы и травы (мята, черемуха, розы, васильки, вишневые ветки). В конце XIX столетия иконы стали декорировать бумажными цветами.

Возле икон всегда присутствовала лампада, которую зажигали во время молитвы и на большие церковные праздники. Для того чтобы в доме всегда был достаток, в покутье следовало поставить пучок колосков пшеницы, собранный с последнего урожая и освященный в церкви. По весне зерна из этого пучка добавляли в посевные запасы, чтобы собрать по осени богатый урожай.



В красном углу берегли изображения предков, библию, свечи-громнички, освященные на сретение и иорданскую воду. Свяченой водой лечили недуги, давали пить при сглазе, прикладывали к ранам и забоям. В этом же месте сберегались все мелкие ценные вещи, которые были в доме. До прихода христианства на Руси в покутье размещали алтарь домового.

Красный угол всегда был самым важным и почетным местом в доме, именно туда усаживали дорогих гостей, именно там сидели молодожены, именно там впервые купали младенца в купели, именно головой в сторону покутья клали наши предки своих покойников.

Печь

Не менее важным элементом русской избы является печь. Наличие в доме печи характеризовало принадлежность постройки к жилому помещению:

  • в печи готовили пищу,

  • печью обогревали жилище,

  • на печи спали,

  • на печи лечили недуги,

  • в некоторых районах в печи даже баню устраивали.




Слово «изба» берет свое начало от старославянского «исытопка», т.е. истопить. Печь для наших предков являлась, пожалуй, самым сакральным элементом. При ее помощи сырая, грязная пища превращалась в чистую, готовую к употреблению. В печи жил Огонь-Сварожич, который был защитником и хранителем рода. Печь следовало всегда держать в чистоте, запрещалось возле нее сквернословить. Даже есть украинская пословица на эту тему — «Сказав би, та піч у хаті».

В процесс приготовления пищи древние славяне тоже вкладывали магический смысл. Именно с той поры пошла традиция думать только о хорошем когда, например, месишь тесто. Вместе со специями славянки добавляли в пищу положительные чувства и мыслеобразы. Пока обед стоит в печи, нельзя было громко разговаривать или сильно хлопать дверью. А вот когда хлеб пекли, то и вовсе закрывали дом на замок, чужим хода не было. Потому что, согласно примете, чужак, зайдя в избу, принесет с собой нужду.

Подметали в избе всегда в направлении печи. Мусор за порог не выносили, в печи сжигали. Наши предки уже тогда знали, что мусор вбирает в себя энергетику хозяев, поэтому, дабы не допустить порчи, избавлялись от него, не выходя из дома. Люди, владеющие эзотерическими практиками, были всегда, а в те времена каждая женщина ведала в большей или меньшей степени и заговорами, и приемами снятия порчи, и снадобья из трав могла изготовить.

Но самым интересным магическим персонажем, связанным с печью, является домовой — хранитель и покровитель рода. По поверьям, это дух одного из умерших первопредков, который живет за печью. Он заботится о том, чтобы в доме был порядок, все были живы и здоровы, чтобы он был полон детишек и животных. А если хозяйка дома нерадива и любит больше на печи лежать, чем пироги печь, то может и скинуть такую хозяйку с печи!

Печь запрещалось оставлять на ночь пустой. Ее медленно уходящее мягкое тепло использовали для просушивания дров и подогрева воды к утру.

Еще одним важным эзотерическим элементом русского быта был дымоход, который считался туннелем, соединяющим физический мир с духовным. Поэтому травы, собранные на Ивана Купала, подвешивали в него на ночь, для того, чтобы усилить целебные свойства растений еще и магическими.

После похорон следовало, придя домой, не только помыть руки и обувь, но и, положив руки на дымоход, заглянуть в него. Тогда покойник не будет приходить во сне.

Основные предметы старинной мебели

Стол
Этот элемент славянской утвари всегда был неотъемлемой частью красного угла. Стол, полный разнообразных кушаний и блюд до сей поры является символом благополучия и достатка. «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска» — гласит русская пословица. Все знают, что первой в дом запускали кошку. А всем ли известно, что первой утварью в доме всегда был стол, причем покрыт он был скатертью, а на нем стоял каравай.



Со столом связана вся жизнь рода. При тяжелых родах стол следовало переместить из красного угла в центр. Если в доме был пожар, то из соседнего дома следовало вынести стол и обойти вместе с ним вокруг горящего дома. За столом всегда проходили семейные обеды, а совместный прием пищи неизменно символизирует собой семейное единение. Во время сватания невеста давала свое согласие на бракосочетание тем, что передавала через стол жениху свой платок.

На стол до сей поры нельзя садиться, ведь на него кладут еду и, самое главное — хлеб. А вот запрет оставлять на столе на ночь ножи, спички и ключи пошел от веры наших предков в то, что по ночам за семейным столом собираются духи умерших и доедают то, что оставили им живые.

Дежа
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. Трудоемкое, но одно из самых важных творений рук человеческих — хлеб. Именно он не дал пропасть роду. Именно его мы привыкли жертвовать нашим предкам и Богу. Поэтому емкость, в которой замешивали тесто для хлеба — дижа — для славян имела важное значение.

Дежу следовало держать в чистоте, после каждого замеса ее чистили луком и солью. Из новой дежи перво-наперво давали напиться водой корове, а уж только после этого использовали емкость по назначению. Считалось, что этот ритуал должен принести в дом благополучие. Еще молодым парням не давали заглядывать в дежу, иначе не видать им ни бороды, ни усов.

Колыбель
Этот элемент быта наших пращуров имел пол. Для девочек колыбель мастерили, используя женское дерево, для мальчиков, соответственно, мужское. Вешали ее неподалеку от восточных окон с тем, чтобы ребенок имел возможность видеть восход солнца. Часто для того, чтобы пробудить в своем чаде определенные таланты, родители подкладывали в колыбель соответственные предметы.



Считалось плохой приметой качать пустую колыбель. Это было чревато неприятностями для младенца.

Кровать
Для того чтобы определить куда ставить этот важный элемент мебели всегда использовали кошку. Это животное любит спать в местах с отрицательной энергетикой. Поэтому кровать всегда ставили в другое место. Причем, располагали ее таким образом, чтобы хозяева не спали ногами к двери.

Постельное белье наши предки вышивали, причем в вышивке шифровали код, направленный на успешное продолжение рода. Под кровать в защиту от злых духов клали янтарь, чеснок и каштаны.

Скрыня — сундук
Славянской культуре шкафы не были присущи. Поэтому вещи хранили либо на полках, либо в сундуках. Этот элемент утвари всегда передавался от матери к дочери. Использовали скрыни для хранения одежды и белья, приданного невесты, которое она должна была сама сделать. Для того чтобы сохранить в целости и сохранности содержимое скрынь, их часто декорировали обережной резьбой, а внутрь помещали заговоренное зелье.



Жаль, что эта традиция передавать сундуки с приданым уже утрачена, ведь передавался не только предмет мебели и вещи, но и весь накопленный матерью опыт, ее умения и знания.

Важные предметы славянского быта

Ложка
С этим элементом быта связано много поверий и примет.

  • Молодоженам было принято дарить на свадьбу обереги, сделанные из ложек.

  • Для того чтобы в доме не было ссор, не рекомендовалось есть одной ложкой или ими стучать.

  • А чтобы спать спокойно, нужно было все ложки помыть и убрать на место.


Веник


Он требовал от хозяйки особого обращения. Ведь вместе с мусором веник очищал дом не только на физическом уровне, но и на энергетическом. Чтобы избавиться от злых духов в веники полагалось вплетать полынь.

Веником нельзя никого бить — это к нищете, не допускалось оставлять его в красном углу. Чтобы не заболеть — лучше не переступать через веник. До сей поры нам известно, что веником нельзя обметать человека. А вот жечь веник, согласно приметам, – к урагану.

Иголка
В старину иголки были в большой цене. Изготавливали их вручную и такая тонкая работа стоила дорого. Поэтому считалось плохой приметой пользоваться иглой в выходные дни. Большим грехом считалось украсть иглу, а вот одалживать ее можно только с ниткой, и отдавать нужно было тоже с ниткой. Иначе, не будет ни пряжи, ни сорочек.

Хотите — верьте народным приметам, хотите — нет, но рациональное зерно в них все-же есть. Недаром же наши предки соблюдали их не одну тысячу лет. А еще, говорят, что домовые переехали вместе со своими хозяевами в современные квартиры. Если печей у нас нет, где же тогда они живут?

Елена Степанская
(с)


Tags:

promo otevalm май 31, 07:01 97
Buy for 50 tokens
Мама Оли Говориной обратилась за помощью. Для того, чтобы сохранить жизнь девочке и поддержать семью в ежедневной борьбе со смертельным недугом,…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
amarok_man
Jan. 12th, 2017 06:22 am (UTC)
Доброго утра, Людмила и отличного настроения !
cavallo_blu2
Jan. 12th, 2017 06:23 am (UTC)
Очень познавательно!
podmoskva
Jan. 12th, 2017 06:35 am (UTC)
Красивые деревянные дома на картинках, хочу такую дачку)
olga_simonova
Jan. 12th, 2017 06:52 am (UTC)

Добротный, деревянный

katoga
Jan. 12th, 2017 06:58 am (UTC)
Очень интересно
lakshmi_mi
Jan. 12th, 2017 07:20 am (UTC)
Интересно, не знала.
amico_di_amici
Jan. 12th, 2017 07:31 am (UTC)
Отличная статья, побольше бы таких!
otevalm
Jan. 12th, 2017 08:58 am (UTC)
Спасибо!
3ojlotou
Jan. 12th, 2017 07:31 am (UTC)
Всё так и было. Нам в одном из подворьев такую же интересную экскурсию проводили.
lana_prini
Jan. 12th, 2017 07:32 am (UTC)
Насчёт веника очень согласная!)
stabbut
Jan. 12th, 2017 07:36 am (UTC)
Вот такая нелепая каша из языческих обрядов и христианских традиций. Она еще называется "межконфессиональная диглассия":))
remch_ch
Jan. 12th, 2017 07:48 am (UTC)
Отличный рассказ! даже вспомнилось кое что из детства )
kostiyanich
Jan. 12th, 2017 08:46 am (UTC)
Спасибо! Очень красиво
otevalm
Jan. 12th, 2017 08:57 am (UTC)
Пожалуйста.
noviche
Jan. 12th, 2017 02:50 pm (UTC)
Люблю деревянные дома..)
shatff
Jan. 12th, 2017 05:00 pm (UTC)
Прочёл с огромным интересом!..
Хорошего вечера, Людмила!
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

Юбилей 2011 г.
otevalm
Людмила

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags


Яндекс.Метрика







Дизайн журнала: - от harmful_viki


Powered by LiveJournal.com