?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



#Кощей – главный злодей русских сказок. И уже только поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.


Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точного происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком ko?tlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).

Кто такой Кощей?



Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Преступления Кощея



В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.

Неуспешный дамский угодник



Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей Галантный



Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.

Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея.

Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея



В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Христианская трактовка Кощея



Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Источник


promo otevalm may 31, 2016 07:01 99
Buy for 50 tokens
Мама Оли Говориной обратилась за помощью. Для того, чтобы сохранить жизнь девочке и поддержать семью в ежедневной борьбе со смертельным недугом, необходимы средства на медицинское обеспечение жизнедеятельности ребенка, на её реабилитацию. Я попросила маму Оли описать сложившуюся ситуацию.…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
mikhael_mark
Oct. 9th, 2017 07:07 pm (UTC)
Спасибо за интересную статью.

Могу добавить - в качестве ответа на вопрос, вынесенный в заголовок - что фильм "Кощей Бессмертный", кадры которого использованы в оформлении статьи, был снят в 1941 году (если меня, конечно, память не подводит, но в любом случае - во время Великой Отечественной), и Кощеево царство там весьма прозрачно намекает на нацистский рейх, а сам Кощей - точь-в-точь, как Гитлер - одержим идеей мирового господства. Побеждают же его русский Никита Кожемяка и непонятного происхождения явно мусульманин Булат-Балагур - вероятно, как символ дружбы народов СССР и их единства в борьбе с захватчиками.
otevalm
Oct. 9th, 2017 07:08 pm (UTC)
Пожалуйста, Миша. Видела этот фильм и не раз.
mikhael_mark
Oct. 9th, 2017 07:09 pm (UTC)
А такие мысли, как меня, при просмотре не посещали?
otevalm
Oct. 9th, 2017 07:12 pm (UTC)
Я его в детстве смотрела, тогда конечно же, таких мыслей не было.
mikhael_mark
Oct. 9th, 2017 07:17 pm (UTC)
К слову, любопытно, что Никита Кожемяка сражается с Кощеем явно, в открытом бою, в то время, как Булат-Балагур орудует в тылу "кощеева царства" и находит-таки заветную иголку, которую нужно сломать. Вот только за право сломать эту иголку он должен заплатить собственной жизнью. Если бы не слишком ранний год съёмки, я счёл бы, что прототипом Булата является татарский поэт и Герой Советского Союза Муса Джалиль. Полагаю, Вы слышали о его подвиге.
mikhael_mark
Oct. 9th, 2017 07:14 pm (UTC)
И ещё к вопросу о национальности
Вы забыли упомянуть специалистов, которые обращают внимание, что словом "кощеи" в средневековой Руси нередко именовались половцы. И Кощей Бессмертный - символ богатого мусульманина, к которому русская девушка попадает в гарем и томится там в неволе, не имея возможности ни вернуться домой, к своему суженому-ряженому, ни обрести женское счастье "на новом месте" (ибо её т.н. муж по возрасту давно уже импотент). Такой "кощей" и впрямь должен был казаться девушке "бессмертным", и она поневоле ждала, чтобы за ней приехал какой-нибудь добрый молодец, да вызволил.
otevalm
Oct. 9th, 2017 07:17 pm (UTC)
Re: И ещё к вопросу о национальности
Всякому злыдню этот образ соответствует.
Andris Weidemann
Oct. 9th, 2017 07:17 pm (UTC)
Ну не знаю про язычество этой сказки, по мне так эта история про Владимира:
- три брата, младший - дурак (Владимир низкого происхождения)
- стрела за болото (взятие крепости за болотом в Крыму)
- жена Василиса (дочь царя)
- сначала взял лягушку - улетела птицей, пришлось идти за ней (пообещали жену, но обманули, пришлось отвоёвывать)
- там же убивали и оживляли гл.героя (крещение Владимира)
- баба Яга (наверно бабка Владимира Ольга)
- Кощей - так вообще от кошты - стоимости, кошелька (скорее всего - Царь Константинополя, или Император, ассоциировался с богатеем)
-
Такая вот история. Может и наоборот - история Владимира в летописях из сказки списана. Ведь современные писатели тоже перекладывают известные сказки. Происходит это потому, что человеку свойственны шаблонные сценарии, набор которых ограничен, так как ограничены мотивы людей.

Edited at 2017-10-09 07:32 pm (UTC)
dimagrib
Oct. 9th, 2017 09:08 pm (UTC)
ого, спасибо за пост
otevalm
Oct. 9th, 2017 10:38 pm (UTC)
Пожалуйста.
bloger_d
Oct. 9th, 2017 10:04 pm (UTC)
на -ый - значит, хохол
rider3099
Oct. 9th, 2017 10:33 pm (UTC)
Очень любопытно!
teo_tetra
Oct. 12th, 2017 10:57 pm (UTC)
"Кощь бессмертный - вечный жид кошерный" ( Толковый словарь живаго великорускаго языка. В.И. Даль. Изд 2.)

Edited at 2017-10-12 11:57 pm (UTC)
otevalm
Oct. 13th, 2017 05:54 am (UTC)
Вот оно как!
teo_tetra
Oct. 13th, 2017 08:12 pm (UTC)
Сознаю, что имярек teo_tetra, Ваш соОтечественник, и даже земляк, не считающий себя лицеприятной особью в Ваших светлых (судя по светлым постам и эпиграфу) глазах - иноходец. Однако мне искренне приятно слышать и, естественно, видеть Ваш голос в сети. В том я слышу и вижу Ваш Светлый, как глаза славянина разум.
Если мой комментарий Вас хоть на чуточку смутил, без раздумий, удалите мой комментарий. Как крестьиянин, я совсем не обидчив. Думаю, что пользы ради, это даже следует сделать.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

Юбилей 2011 г.
otevalm
Людмила

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags


Яндекс.Метрика







Дизайн журнала: - от harmful_viki


Powered by LiveJournal.com