?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Автобусное движение было организовано в июне 1924 года. В тот год автобусы ходили только в летнее время. Небольшой жёлтый автобус ежедневно отправлялся от площади 1905 года до озера Шарташ. Во время этого пути он делал лишь две остановки: у кинотеатра "Колизей" и около Оперного театра. В воскресенье и праздничные дни добавлялся второй автобус – они вдвоём и курсировали между площадью и Шарташом. Лошади этих автобусов пугались, да и не все горожане были в восторге от нового участника движения.

"Третьего дня иду я по улице, - отзывался один из старожилов (по книге "Это было недавно" краеведа С.Захарова). - Сзади храп, свист, металлический лязг – прямо как крушение поезда. Оборачиваюсь: едет- не едет какой-то допотопный автомобиль…"

Постоянная работа городского автобуса началась спустя год. Утром 2 мая 1925 года шесть новеньких двенадцатиместных "Фордов" приступили к перевозке пассажиров на трёх линиях: первая – от ВИЗа до Шарташа, вторая – от ж/д вокзала до улицы Вторая Загородная (ныне Фрунзе), третья – от ж/д вокзала до Сибирской Заставы (ныне перекрёсток Восточная-Куйбышева).

В те годы у водителя была специальная рабочая одежда. Униформа шофёра состояла из чёрной кожаной куртки, кепки. Кондукторами работали лишь мужчины, у которых кроме сумки для денег висела дощечка с разноцветными билетиками. Проезд в автобусе был многотарифный: стоимость и цвет приобретаемого билета зависели от продолжительности пути - за две версты, именно такой был минимальный тариф, платили 10 копеек. В зависимости от расстояния кондуктор и выдавал пассажиру нужного цвета билет. Единый тариф был введён лишь в 1961 году.


                                            Так выглядело первое водительское удостоверение.


В 1925 году появились и первые льготники – бесплатный проезд предоставлялся не ветеранам и инвалидам, а членам президиума Горсовета. В августе этого же года автобусный парк Свердловска пополнился ещё шестью "Фордами". Однако вскоре выяснилось, что эти машины не совсем удобны из-за их неустойчивости, поэтому было решено приобрести английские автобусы марки "Леланд". Они ездили по Свердловску до тех пор, пока в Советском союзе не начали выпускать свои автобусы. В 1934 в городе появились первые отечественные автобусы марки ЗИС-8 (тот самый "Фердинанд" из фильма "Место встречи изменить нельзя") и ЗИС-16.

В 1934 в Свердловске появились первые отечественные автобусы марки ЗИС-8.

В годы войны автобусное движение в Свердловске было практически свёрнуто. К концу Великой Отечественной в городе осталось всего 10 автобусов. Уже после Победы число машин в Свердловской автотранспортной конторе постепенно увеличилось. Тогда же появились автобусы ЛиАЗ -677, а после них ЗИС-155, ЗИС-157.


                                                     1956 год. Водитель Г. Шмаров на ЗИС-155.

Парк пополнялся – в Свердловске открывались новые автостанции. Одна из них расположилась на кольце возле гостиницы "Центральная". Там была обустроена специальная площадка для автобусов. В те годы по улице Малышева транспорт не ходил - там была проложена железная дорога. Паровозы шли от станции Шарташ до Дома промышленности (ныне Дом кино) через Исторический сквер до Монетного завода. Ветку убрали лишь в 70-е годы, после чего на улице организовали проезжую часть.

Городская автостанция возле гостиницы "Центральная".

Водить автобус могли только мужчины. По закону женщинам нельзя было работать на машинах вместимостью более 14 пассажиров. Однако свердловчанке Людмиле Яковлевой удалось отвоевать это право. Женщина отправилась в Москву в Министерство транспорта, где ей удалось получить персональное разрешение на вождение автобуса. Людмила Павловна около 30 лет проработала по маршруту.


               Водитель Людмила Яковлева была одним из лучших водителей Свердловска.

В 1963 году в городе насчитывалось 28 автобусных маршрутов. Многие из них начинались от цирка, который находился на улице Куйбышева, где сейчас "Атриум палас отель". Спустя 5 лет было принято решение по всему Советскому союзу ввести бескондукторную систему оплаты. Связано это с тем, что всех женщин отправляли работать на развитие лёгкой промышленности.
1959 год. Кондукторы В. Локоткова и А. Абрамова.


Кондукторов заменили кассовые аппараты. Пассажиры сами бросали мелочь в устройство для оплаты проезда и откручивали себе билет. Такие аппараты прозвали "кассами совести" – в них можно было бросить сколько угодно денег и оторвать сколько угодно билетов. Билеты в автобусных кассах зачастую откручивали хулиганы.


В 1968 году автопредприятия перешли на бескондукторный метод работы. Кондукторов заменили кассовые аппараты.

Были и автоматы-кассы, которые выдавали по одному билетику. Обмануть такой прибор было нелегко. Дело в том, что он был рассчитан на массу монет. В те годы 1 копейка весила 1 грамм, 2 копейки – 2 грамма и так далее. Проезд стоил 6 копеек. Поэтому автомат выдавал билет только тогда, когда пассажир вставлял "правильные" по массе и по сумме монеты. Продуманные уральцы всё-таки придумали способ, как обхитрить технику. Многие умельцы высекали шайбы массой 6 граммов, которые срабатывали в кассе-автомате.

На смену автоматам-кассам пришли компостеры.
Однако уже через два года от касс отказались – очень много денег не досчитались. Им на смену пришли компостеры. Имея при себе ранее приобретённый на одну поездку билет, пассажир опускал его в компостер и, по принципу дырокола нажимая рычаг, пробивал билет. На талоне отпечатывались дырки, которые имели особый "рисунок" именно для этого автобуса.


                                Вот так в 60-е годы приходилось ездить пассажирам в час пик.
Общественный транспорт ходил строго по расписанию, поэтому те, кто в одно и то же время ездил по одному и тому же маршруту, могли несколько раз использовать уже ранее прокомпостированный билет. Кроме того, хитрые безбилетники зачастую стояли рядом с компостерами и в случае проверки быстро пробивали свои билеты. Кондукторов вернули только в 1996 году.

Так выглядел контрольный пункт индуктивной системы контроля. На фото тот самый "колокольчик".

В 1979 году внедряется первая автоматизированная система управления маршрутным транспортом в Свердловске. Во время движения по маршруту на контрольных пунктах автобус останавливался под "колокольчиком", который передавал сигнал в Центральную диспетчерскую службу. Это позволяло контролировать водителей и исполнение автобусного графика.
Водитель делает отметку на контрольном пункте.

Фото: Музей истории и развития автобусного движения города Екатеринбурга; s001.radikal.ru
Мария ЧЕРНЫХ



Источник

promo otevalm август 1, 2017 10:00 42
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
grazy_gunner
Jun. 4th, 2014 07:15 am (UTC)
А у нас первым транспортом стал трамвай, который был пущен лет на 15 раньше Свердловского автобуса
otevalm
Jun. 4th, 2014 10:08 am (UTC)
Наши трамваи побежали значительно позже.
skrust
Jun. 4th, 2014 07:29 am (UTC)
даааа были такие , у моих родителей на фото автобусики )
приятные воспоминания ))
otevalm
Jun. 4th, 2014 10:03 am (UTC)
а я кассы и компостеры застала.
(Deleted comment)
otevalm
Jun. 4th, 2014 10:33 am (UTC)
Уже 90 лет как...
(Deleted comment)
otevalm
Jun. 4th, 2014 11:01 am (UTC)
Да, я тоже помню и места передние для детей и инвалидов.
gogol
Jun. 4th, 2014 03:51 pm (UTC)
Я только в кинофильмах видела такие автобусы.
otevalm
Jun. 4th, 2014 05:34 pm (UTC)
Да и я тоже.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Юбилей 2011 г.
otevalm
Людмила

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags


Яндекс.Метрика







Дизайн журнала: - от harmful_viki


Powered by LiveJournal.com