Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

Характерные черты архитектуры БАРОККО



    На этот раз речь пойдет о характерных особенностях барочной архитектуры, благодаря которым этот стиль стал настолько узнаваемым, что спутать его с каким-либо другим архитектурным стилем практически невозможно.

    В барочной архитектуре всё было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, пораженного внешним обликом сооружения, или посетителя барочного здания, ошеломленного роскошью его интерьеров.


Посольская лестница в Зимнем дворце Санкт-Петербурга (1754 - 1762)
Ф. Б. Растрелли





    Искусствовед И. Э. Грабарь очень точно подметил особенности восприятия произведений барочной архитектуры:
  "В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм".

    Выделить характерные черты барочной архитектуры не так уж и сложно, поскольку они совершенно очевидны.




    Итак, на мой взгляд, главными особенностями архитектуры барокко являются:

1. Тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись.



Вена, Шёнбрунн











2. Увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку.




3. Появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения. Это именно то, что более всего мне не нравится в культовых барочных сооружениях, когда пышный и торжественный фасад скрывает непрезентабельность (если не сказать более - убогость) самого здания.













4. Создание нарочито искривленного, почти иллюзорного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата и т . д.).




5. Усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стен в массе украшений, скульптур, зеркал, окон ("боязнь пустоты"); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счет преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещенных и затененных зон.









В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности.

    В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI - начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии - в XVIII в., а в России - ближе к середине XVIII столетия. Но зато как !!!

















Голландия, страны Скандинавии, северная Германия остались равнодушны к пышному барокко, что скорее всего объясняется протестантской этикой (любой, кто хотя бы раз посещал лютеранские кирхи, поймет, что я имею в виду).
    Во Франции барокко присутствовало прежде всего во внутреннем убранстве архитектурных     сооружений. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме, с многичисленными элементами готики, рококо и классицизма. А в Испании и Португалии, что обясняется особенностями исторического развития этих стран, барокко удивительным образом влилось в готический и мавританский стили.





    На мой взгляд, самые лучшие образцы архитектуры барокко можно наблюдать в таких городах как Рим и Вена,








а также в Санкт-Петербурге.

    Московское барокко, оно же "нарышкинское", я определил бы как отдельное архитектурное явление; врочем его самобытность отражена в самом его названии).

























Оригинал взят у sergeyurich
Tags: искусство
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments