8 октября 1906 года Лев Николаевич Толстой прослышал о том, что его выдвинули на Нобелевскую премию по литературе…(Нет, это не анекдот Хармса – хотя дальнейшее развитие событий может показаться довольно забавным!) Итак, писатель немедленно сочинил в Академию Наук отказное письмо с такой мотивировкой: «… это избавило бы меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло». Академики не смогли противостоять авторитету своенравного гения, и самоотвод приняли… По совпадению, именно в этот день, много десятилетий спустя, Нобелевская премия будет присуждена Александру Солженицыну – и он отказываться не станет…
Идём дальше… 8 октября 1871 года в селе Полтавской губернии родился Иван Поддубный.
Предки-казаки наделил его солидной наследственностью – к тому же, с ранних лет Ваня качался естественным путём – на сельхозработах. Известно, что в тридцать два его параметры были таковы: 118 кг веса при росте 184 см; объём бицепса – 46 см, грудной клетки – 134 см, шеи (что для борца немаловажно!) 50 см. (Для сравнения, Шварценеггер на пике карьеры бицепс имел такой же – правда, в груди был пошире: 145 см. У Слая чуть скромнее: соответственно 44 или 45 – и 123).
Вскоре после двадцатилетия Иван отправился на заработки – и три года потрудился грузчиком в Севастополе, а потом – в Феодосии. Здесь и состоялся его дебют: забавы ради Поддубный вышел добровольцем на арену цирка – и неожиданно одолел подряд нескольких именитых борцов на поясах. С этого дня начнётся его фантастическая сорокалетняя карьера.
В 1903-м его пригласят в Питер и предложат переквалифицироваться на вошедшую в моду французскую (то есть, в сущности, греко-римскую) борьбу. Затем он поедет в Париж на чемпионат мира – и проиграет двенадцатому по счёту противнику: оказалось, что француз не один месяц втирал в кожу оливковое масло! После протестов Поддубного, хитреца начнут время от времени протирать салфеткой – но действовало это до первого движения; прихватить скользкого мусью так и не удалось…
(Отметим, что «чемпионаты мира» в те времена организовывались довольно хаотично, и нравы вокруг этих шоу процветали жестокие: партнёров подбирали; с призовым фондом мухлевали; «ложились» – а то и банально устраняли конкурентов. Отчасти из-за этого Поддубный, не зная поражений, в какой-то момент оставит карьеру… кстати, согласно цирковой легенде, борцы ежегодно собирались на собственный чемпионат – и там, закрывшись ото всех и абсолютно честно, выясняли – кто же на самом деле сильней. Тайное мероприятие проходило в Гамбурге – отсюда и выражение «по гамбургскому счёту»).
Впрочем, мы отвлеклись. В сорок лет Иван Великий женился и, что называется, осел на земле. Поначалу он энергично занялся хозяйством – но дела как-то не заладились… три года спустя Чемпион Чемпионов прогорел, и вынужден был вернуться на ковёр. Потом разразился семнадцатый год – Поддубный продолжает выступать. Правда, совсем игнорировать гражданскую войну удавалось не всегда: однажды его заставили бороться с махновцами – а когда он всех положил, за малым не пристрелили прямо на арене. Выручили красные, очень своевременно взявшие город – но тут же поволокли чемпиона в ЧК, с кем-то перепутав – правда, почти сразу узнали и отпустили.
Советская власть мало что изменила в жизни Русского богатыря – в этом звании пятидесятипятилетний Поддубный поедет на гастроли в США; подучится вольной борьбе – и начнёт укладывать местных одного за другим. Ему присвоят звание «Чемпиона Америки» и будут уговаривать остаться, суля золотые горы – Поддубный откажется со словами: «Русский человек ни на что не променяет Родины».
Родина в 1939-м присвоит ему «Заслуженного артиста» и наградит Орденом Трудового Красного Знамени – а там грянет война. Семидесятилетний Поддубный останется в оккупированном Ейске – причём будет демонстративно повсюду носить свой орден. Сначала его не тронут немцы – даже разрешат открыть биллиардную, и будут безуспешно звать тренером в Германию; а потом и наши – ведь могли бы упечь «за сотрудничество с оккупантами»…
PS: Тем не менее, полуголодное послевоенное время подкосило здоровье стареющего богатыря – он умрёт в семьдесят семь от инфаркта. В последние годы Иван Максимович будет распродавать награды, чтобы прокормиться… много лет назад чемпион уже лишался своих медалей – тогда с ними сбежала его первая жена. Впрочем, это – совсем другая история…
Оригинал взят у
Journal information