Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

Об исторической памяти

Оригинал взят у sergeyurich в Об исторической памяти
  Как бы не старались нынешние "иваны не помнящие родства" вычеркнуть из истории России дату 7 ноября, я, как историк, уверен, что рано или поздно она будет возвращена в качестве официального государственного праздника нашей страны, причем не столько в память о параде фактически осажденной Москвы в 1941 г. (хотя значение этого парада трудно переоценить), а в память о том поистине всемирно-историческом событии, в честь которого этот парад и был проведен, - Великой октябрьской социалистической революции.

    Уже очевидно, что все попытки подменить праздник 7 ноября новым так называемым "Днем народного единства" полностью провалились, тем более, что никакого освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году в этот день - 4 ноября не было; это понятно, если просто внимательно посмотреть хронологию событий Смутного времени (Второе ополчение Пожарского и Минина заняло территорию Китай-города, а польский гарнизон продолжал защищаться в Кремле).

    Да и сама инсценировка парада 1941 года на Красной площади, постепенно становящаяся хорошей традицией, по моему глубокому убеждению, должна проходить исключительно под советскими красными флагами и знаменами с изображениями серпа и молота, Ленина и Сталина, а не под современным флагом РФ, который в связи с Великой Отечественной войной вызывает стойкую ассоциацию прежде всего с власовской РОА.

    А чтобы это произошло, нужно прежде всего сделать изучение истории России основой гуманитарного образования на всех уровнях системы образования в нашей стране, иначе чем дальше, тем больше от современных школьников и студентов мы будем слышать такие "перлы": "Ленин в 1917 году убил Николая III (sic!) и стал новым царем"; "Любимым писателем Сталина был Достоевский, поэтому он зарубил Троцкого топором"; "В 1945 году СССР одержал победу над ФРГ - фашистской республикой Германией" и т. д. (Уверяю вас, я ничего не придумал).

    А что вы хотели? До тех пор, пока на изучение истории в школе будет отводиться всего 2 часа в неделю (а половина программы рассчитана на изучение истории зарубежных стран, так что на Россию остается всего лишь 64 учебных часа в год), никаких измений к лучшему не предвидится. Это мне ещё повезло, я работаю в социально-гуманитарных классах, в которых время на изучение истории в 2 раза больше. Но сколько таких классов в России?

    Может быть, пора прислушаться, наконец, к авторитетам прошлого, утверждавшим значимость исторического образования для будущего грядущих поколений?

    На этот раз приведу только лишь несколько избранных изречений Василия Осиповича Ключевского - великого русского историка, который вряд ли нуждается в дополнительных представлениях.





    В. О. Ключевский умер накануне эпохи великих потрясений - в 1911 году. К сожалению, его современники не прислушались к тому, что он писал в своих книгах и говорил на своих лекциях.
    Не пора ли нам, наконец, внимательно вчитаться в эти изречения и сделать соответствующие выводы?


    ***
  "Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споктнувшись с разбегу, любит, поднявшись, оглянуться на место падения".

    ***
    "Мы гораздо больше научаемся истории, наблюдая настоящее, чем поняли настоящее, изучая историю. Следовало бы наоборот".

    ***
    "История - не учительница, а надзирательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков".

    ***
    "Торжество исторической критики: из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивали".

    ***
    "История, говорят не учившиеся истории, а только философствующие о ней, никого ничему и не научила. Если даже это и правда, истории это нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит.
    Но и это не правда: история учит даже тех, кто у неё не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо неё или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней. Она пока учит не тому, как жить по ней, а как учиться у неё: она пока только сечёт своих непонятливых или ленивых учеников, как желудок наказывает жадных или неосторожных гастрономов, не сообщая им правил здорового питания, а только давая им чувствовать ошибки их физиологии и увлечения их аппетита".


    ***
    "Помнить прошедшее и знать историю - не одно и то же.
    Помнить прошедшее, значит, знать, что было, и по бывшему гадать, не повторится и впредь нечто подобное. Знать свою историю, значит, понимать, почему так было и к чему неизбежно приведет бывшее. Вот почему знаток прошедшего - не историк.
    Для первого события минувшего - случайности, грядущие явления - неожиданности, иногда лишь напоминающие собой нечто, бывшее прежде; для второго всё минувшее - только слагаемые той суммы, которую мы называем настоящим, а будущее - только ряд неизбежных следствий настоящего.
    Первый не идет дальше чтения и запоминания строк древних хартий и документов; второй силится читать и между строками, стараясь угадать, о чем они умолчали".


    ***
    "Мудрено пишут только о том, что не понимают".

    ***
    "Науку часто смешивают со знанием. Это - грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует".


    Буду очень рад, если хотя бы кого-нибудь эти мысли В. О. Ключевского заставят задуматься. Ведь в этом случае я буду знать, что не зря потратил время на этот пост.

    Сергей Воробьев.

Subscribe
promo otevalm август 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments