Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

Закулисье. Как сделать свою онлайн-трансляцию из Филармонии

В настоящее время Филармония непросто сцена, на которой происходят выступления. Это полноценная концертная площадка с хорошим техническим и профессиональным сопровождением. На ней выступает множество именитых солистов и грандиозных оркестров под управлением легендарных дирижеров (Симфофорум тому яркий пример). Кажется естественным расширить аудиторию слушателей за пределы вместимости стен концертного зала. Так что же нужно, чтобы сделать свою онлайн-трансляцию из Филармонии?

Оригинал взят у dmagog

Чтобы сделать свою онлайн-трансляцию из Филармонии нужно, как минимум завести собственную филармонию, потому как в нашей - Свердловской государственной академической единой и неразделимой - все давно уже схвачено. Эта особая возможность площадки носит кодовое название "Виртуальный концертный зал". Доступ к нему свободный, расписание транслируемых концертов также можно увидеть на сайте ВКЗ.

Чисто технологически все просто. На входе мы имеем картинки с нескольких камер, которые необходимо свести в один поток, какой уже и увидят зрители в сети. Для этого нам всего-навсего потребуется режиссер трансляции. Он отвечает за конечную картинку и, соответственно, режиссирование процесса ее получения. Имея изображения с каждой из камер, он выбирает желаемую в данный момент, жмет соответствующую кнопку на пульте и тем самым переключает картинку в эфире. Другой вопрос, как к нему попадают эти картинки с камер?


Режиссер трансляции за пультом переключения камер в эфир

За появление нужных картинок на экранах режиссера отвечает оператор трансляции. Он командует пятью камерами, развешенными по залу, и, по необходимости, еще парой мобильных, которыми расширяется зона охвата в случае необходимости. Каждая из них - две по бокам сцены, две по бокам зала, одна для общего плана сцены - может иметь до 16 возможных положений, которые предварительно могут быть зафиксированы на пульте управления. В дальнейшем нужно будет  лишь успевать переводить нужные камеры в нужные положения, чтобы режиссер уже отправлял желаемую картинку в эфир. Но вот кто знает, какая камера в каком виде когда нужна?


Это Ульяна и она оперирует трансляцию


Пульт оператора трансляции. Здесь настраиваются положения камер


На что смотрит каждая из камер. Картинки на мониторе оператора трансляции.


"Какая камера в каком положении на что нацелена"

Тайным знанием, точнее, первой его частью: какая камера в каком положении на что нацелена - обладает ассистент оператора трансляции. У него есть представление о порядке ракурсов и моментов, в которые нужно менять заготовленные на пульте оператора положения "отдыхающих" камер. Каждое действие имеет порядковый номер, очевидно, для удобства. Для понимания, за время первого отделения последнего концерта Симфофорума, где звучала Симфония №3 Рахманинова, было совершено порядка 120 смен планов.

Каждый концерт, особенно в случае различных оркестров, отличается расположением людей на сцене. Это зависит от количества и состава задействованных инструментов, перемены состава в зависимости от отделения и исполняемых произведений. Таким образом, на каждый случай существует собственная схема рассадки, по которой оператор трансляции вместе с ассистентом ориентируются, когда заготавливают камеры и порядок смены их положений. Когда транслируется концерт заезжих коллективов обычно есть только одна репетиция, за время которой и команды трансляции есть возможность пристреляться. Бывает и так, что заблаговременно присланная схема расположения оркестра меняется уже на месте из-за особенностей сцены, освещения, звучания или видения дирижера. В этом случае, приходиться все переделывать.

Единственным знанием, которым не обладает ассистент оператора, - это ответом на вопрос "когда".


Это Софья, она ассистент оператора трансляция и она знает всё необходимое


Четкий план действий (трансляция без чьего-нибудь бюста - не трансляция! [на самом деле нет])


Схема расположения оркестра на сцене


И тут в дело вступает ассистент режиссера трансляции. Точнее сказать, делом-то к тому моменту он занят давно. В его руках находится полная партитура, за которой он следит по ходу концерта. До его начала, ассистент режиссера ее размечает, делая пометки, где какой инструмент вступает, на ком нужно сделать акцент в тот или иной момент. На партитуре так же отмечаются какая камера будет нужна, и какую нужно приготовить - тут уж без оператора с его ассистентом тоже не обошлось, но то на этапе подготовки. Ассистент режиссера читает музыку и говорит остальным в какой момент нужно сделать заготовленные акценты. Разметка партитуры нужна для того, чтобы показать оркестр и исполняемую ими музыку в полной мере-силе-красоте. Отдельные инструменты могут исполнять практически крошечные партии, необходимые для особо важных акцентов, и, если пропустить момент, когда они должны вступать, то зритель может их больше и не увидеть в трансляции.



Ассистент режиссера еще на раз вычитывает партитуру перед началом концерта


Казалось бы, на этом все (звукарей и музыкантов, у которых те берут звук, будем думать, мы уже "посчитали"). Однако, передаваемое в эфир нужно как-то обрамить словами - сделать вступление и красиво дополнить музыку завершающими трансляцию словами. Тут появляется совершенно незаменимый человек - музыковед Оля. Во вступлении можно почерпнуть дополнительную информацию о концерте, выступающих, дирижере - словом, все то, что необходимо для лучшего понимания происходящего в дальнейшем. Ничего сверх специального или заумного - это как прочитать программку с комментариями опытного товарища, который (в отличие от тебя) считает за норму регулярно ходить на концерты классической и джазовой музыки.


Незаменимый музыковед Оля беред предваряющее заключительный концерт Симфофорума интервью у директора Филармонии


Перед началом концерта, когда эфир уже запущен, а слушатели постепенно рассаживаются в зале, команда с любопытством разглядывает их в поиске своих знакомых. Зачастую их, наравне с именитыми гостями, провожают камерами до места и довольно часто в эфире. Разглядывать людей - давняя человеческая слабость, которую точно так же питают и зрители трансляций. Так что фишка "найди как можно больше попадание Георгия в кадр" применительно ко мне тоже не на пустом месте родилась.

А тем временем за дверью музыканты готовятся к выходу, решают разыграться еще немного напоследок, смочить трости, переговорить - да и много чего еще. Скрипки долеживают в чехлах, мысли доукладываются в головах. До выхода на сцену остается всего пара минут.


Игра "Найди друга"


А тем временем музыканты готовятся к выходу на сцену




Оркестр выходит на сцену

Сам процесс трансляции довольно напряженный. В воздухе звучат в основном только номера и позиции камер, "приготовить", "давай" и "сейчас". В остальном, бывают и забавные, где-то едкие комментарии, где-то просто акценты на слабых и сильных сторонах исполнения. Иногда из-за расположения камер в кадре бывают не только красивые платья исполнительниц, но и подчеркивающие вырезы. Конечно же, это неключевое и ненамеренное. На самом деле, трансляция богата редкими планами и ракурсами, которые невозможно увидеть из зала. Это и мимика дирижера, и особенные акценты на игре солистов, синхронности движений групп инструментов и просто, скажем, блеск медных и содрогание ударных. Так что если концерт, который вы слушали из зала, транслировался в виртуальный концертный зал, то советую вам посмотреть его и в записи, чтобы сравнить ощущения и дополнить впечатления, полученные от музыки.


Команда за работой


Дирижёр-волшебник. Почувствуй Флёр Д.Лисса


Сейчас ты видишь только виолончель, а мгновение назад было декольте виолончелистки


За картинкой в эфире можно наблюдать на большом экране прямо здесь же





Музыковед Оля рассказывает в антракте про Авета Тертеряна и его Симфонию, которая предстоит во втором отделении


Когда на сцене выступает только солист (например, как это было с Мацуевым) процессы подготовки и ведения трансляции упрощаются. В этом случае ассистенты уже не так обязательны. Но партитуры к сольным концертам все равно готовяться, чтобы сложить представление о музыке, темпах и всяческих мелочах выступления. По завершении, концерт целенаправленно перемонтируется, чтобы исключить неудачные кадры и заменить другими планами слабые и неинтересные места. Прежде чем эту запись выложат в архив концертов её\е будут согласовывать с выступавшей стороной и, вполне возможно, еще несколько раз вернут в монтажную.

У виртуального концертного зала есть подводные камни, связанные с авторскими правами. Иногда Филармонии предоставляется право только на трансляцию концерта, в других случаях - только выкладывание записи без онлайн-эфира во время выступления. Бывает и так, что выступающие не дают прав ни на то, ни на другое.


Это, еще раз, Кирилл - ассистент режиссера трансляции


Это Борис Александрович - оператор "свободной" камеры


Это Софья - она ассистент оператора трансляции и вообще лапушка


А это - музыковед Оля

Я попытался передать вам суть организации этого процесса, не забыв добавить свои впечатления и фотографии. Вопрос трансляции такой сложности можно рассмотреть и с более технической стороны, где уже акцентировать внимание на оборудовании, коммуникациях, необходимой ширине канала, программах и сервисах для транслирования и встраивания видео. Но с этой стороны мы зайдем в другой раз.




Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments