Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Книжный автобус едет к детям по всей России!

«Если дети не идут в книжный магазин, пускай магазин приедет к ним, – говорит Анна Тихомирова, создатель книжного автобуса «Бампер». – Книги – важный ресурс развития личности, которым многие разучились пользоваться».

Встреча с хорошей книгой способна изменить жизнь. Особенно если случается вовремя. И магазин-автобус «Бампер» дает шанс такой встречи. Он паркуется в школьных дворах и на городских площадях не только в Москве, но и во многих городах России. Внутри – разноцветные полки и ящики, яркий диван и лучшие книги для детей и подростков. «Главный принцип подбора – все книжки созданы с любовью и уважением к детям. Автор искренне делится мыслями, а не советует или манипулирует».

Тихомирова Анна, автор идеи и создатель детского книжного автобуса «Бампер» закончила факультет психологии МГУ, 20 лет работала как психолог и руководитель социальных проектов в сфере помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Мама троих дочек. Сегодня она рассказывает о своей сбывшейся мечте, а мы, ведущие сообщества "Страна Мечты" strana_mechta, рады представить вам эту историю!





Все начиналось в 2010 году со старого автобуса. Старого, но тогда еще очень крепкого и очень, очень красивого. Вместо сидений – разноцветные книжные полки и ящики с книгами. Места в автобусе не очень много, да это и не плохо – все равно мы отбираем только самые лучшие, самые важные, самые красивые и интересные книги.



Теперь у нас есть второй автобус, точнее микроавтобус. Он у нас появился благодаря фонду  PSA Peugeot Citroën. Мы его ласково зовем Бампер-Джампер (потому что так называется эта модель Ситроена), а его официальное его имя - БАМПЕР Junior. Оформил его хорошо знакомый всем нам по большому Бамперу и нашему сайту художник Тимофей Яржомбек. Нам его подарили для того, чтобы мы могли ездить по школам, детским домам и больницам, возить книжки и писателей. Что мы и делаем с радостью. Книжек в нем помещается немного, но зато самые лучшие из самых лучших.

Проект «Бампер» - это детский книжный магазин и детский книжный клуб. В Бампер можно прийти купить книгу, почитать книгу, поговорить про книгу, повстречаться с автором книги, а также поиграть, сочинить свою собственную и нарисовать к ней иллюстрации…





Спустя 4 года работы, нельзя сказать, что проект стал коммерчески успешен, важнее, что он коммерчески не убыточен. «Бампер» живет на самоокупаемости: сотрудники получают зарплату, на прибыль мы реализуем социальные инициативы, но мы не зарабатываем деньги проектом, нет такой цели.

Для меня основная цель «Бампера» - делиться тем, что мне интересно: книги полезны, важны, и я хочу делиться этим с другими, мне очень хочется, чтобы книги и чтение стали интересны бОльшему количеству людей. Я когда ушла в декрет (была беременна третьим ребенком), вообще не хотела ничем больше заниматься, хотела дома сидеть, быть просто мамой. Но выяснилось, что я все равно так не могу, мне важно чем-то заниматься, чем-то увлекаться. Еще важно то, что этот проект «Бампер» я придумала вместе с моими детьми, с моими старшими дочерьми. Мы вместе смотрели фильм «Вам письмо», и появилась идея, стали вместе обсуждать, вместе рисовали первые рисунки магазина. Для меня в проекте «Бампер» много семейного. Мои старшие дочери много помогают мне в автобусе, я им рассказываю, чем я занимаюсь, им это понятно и близко, они участвуют в наших мероприятиях.

Например, ежегодно весной мы проводим «Передвижной детский книжный фестиваль» во время библио-ночи в разных городах. Задача фестиваля – чтобы дети из региональных городов увидели какое-то масштабное высокоуровневое в плане содержания мероприятие. Мы организуем фестиваль так, чтобы привезти в регионы звездный состав издательств и писателей, художников, ученых, музыкантов, чтобы вдохновить регион, детей на создание традиций. Мы составляем программу, совместно с региональными партнерами, ищем спонсоров. И обязательно берем своих детей тоже, потому что программа действительно очень интересная. В этом году фестиваль проходил в Воронеже, я показывала дочерям программу, обсуждала ее с ними, я брала их с собой, они помогали, участвовали.

Вообще у нас много разных программ для детей, которые проходят в автобусе. Это встреча с писателями, чтение вслух, мастер-классы, обсуждения. И еще сама по себе продажа книги иногда превращается у нас в психологическое консультирование. Зачастую у меня разговор с мамой про книгу переходит в полноценную консультацию, мы обсуждаем ситуацию и то, что делать с ребенком и какая книга может помочь пережить ребенку определенную семейную проблему, например.

Об организации пространства в автобусе. Что касается самих книг, изначально мы хотели делить их по смыслу: например, книжки под настроение: грустные, для задумчивого чтения, веселые истории, или, например, полка про крокодилов. Но в работе это неудобно, книга может быть про разное, мы хотели раскладывать по разным полкам, но в работе, в учете, это очень неудобно, поэтому мы вернулись к простой возрастной классификации. Но иногда мы делаем какие-то тематические полки все равно: например, полка книг про мышей, полка книг зеленого цвета. Основное, что отличает пространство нашего автобуса, - это зона, где проходят занятия с детьми, это совместное чтение, встречи с писателями и издательствами, мастер-классы и тд.














Еще мы собираем книги для детских домов и передаем их. Хотя чтобы была отдача в детском доме, надо ездить в один и тот же детский дом раз в месяц, потому что книги там никто с детьми не читает. Все растворяется в этой серой неповоротливой системе. А мы приезжаем через полгода и не можем даже найти те книги, которые мы привозили в прошлый раз. Такая же ситуация и с нашей работой в «Перекрестке»: тренинги, которые мы проводили, меняли ситуацию лишь ненадолго, потом система возвращала все опять, система затягивает, для больших перемен нужны изменения в системе.

При этом я стараюсь минимизировать столкновение с государством. Но, так или иначе, оно есть. Во-первых, формально мы не можем работать на улицах Москвы, для этого нам нужно специальное разрешение, которое выдается только на конкретную территорию, точку и чтобы его получить, нужно провести месяц в согласовании. Поэтому мы работаем только на чьей-то территории: парка, школы, детского центра.

Так сложилось, что у нас нет продавцов, все, кто у нас работает в магазине – это члены команды, которые книги отбирают, которым интересна детская литература, которые в ней разбираются.





Сейчас у нас в команде девять человек, она была собрана постепенно. И каждый уникален. Например, наш водитель: он у нас один, он знает, куда и как заехать, потому что у нас все-таки большой автобус, при этом он может и книжки продавать, и консультацию по ним давать, лучше других знает, где что лежит, он работает и на кассе у нас, единственный, кто знает, что как правильно вбить в компьютер. Он читающий, много читает. То есть нельзя сказать, что в команде у каждого своя узкая функция, это команда единомышленников.

Такой проект не может жить просто бизнес-задачей, это просто не работает у нас. В рамках социального проекта только команда единомышленников успешна, мы вместе составляем планы, куда двигаться, вместе принимаем решения. Это как семья.

История найдена благодаря Анне Бураковой. Спасибо!
Источник

Присылайте ваши истории о сбывшихся мечтах в сообщество "Страна Мечты"!


Ваши дети читают книги? А вы? Приезжал ли в ваш город такой книжный автобус?

Оригинал взят у freedom в Книжный автобус едет к детям по всей России!

Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments