Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Этика IT-специалистов

Профессиональная этика в IT дело довольно тонкое. Мы не даём клятв, подчас можем получить доступ к любой информации из компьютеров и гаджетов, которые попали к нам в руки, а проследить за утечкой каких-либо персональных данных у обычного человека-клиента почти нет никаких шансов.

Евгений levashove из Калининграда  рассказывает об этике в IT.

Есть законы РФ, защищающие пользователей, но чаще всего вывести на чистую воду недобросовестного IT-специалиста может только его коллега по профессии. Да и то не всегда. Конечно, крупные аутсорсинг-компании и сервисы имеют строгие правила и инструкции и отвечают за своих сотрудников, но и в таких случаях есть возможность утечки.







Информация в наши руки попадает разная. Начиная с ооочень приватных фотографий и заканчивая доступом к личным счетам клиентов. Да и просто какая-то информация, финансовые документы, переписки, фотографии с пьянок и корпоративов и тому подобный компромат часто оказывается перед нашими глазами. Что мешает скопировать для какой-либо цели?


Чаще всего, конечно, это собственный моральный кодекс. Среднестатистический айтишник образован, воспитан и имеет строгие жизненные принципы. Естественно, они чаще всего не распространяются на использование пиратского софта в личных целях (жизнь у нас такая), но почти никто и никогда даже не подумает о том, чтобы скачать и распространить какую-то вашу личную информацию или воспользоваться вашим счётом в личных целях. Подонки, конечно, случаются, но это исключения из правил.





Потом репутация и страх потерять работу. Любой IT-специалист от программиста до системного администратора понимает, что репутация в его работе очень важна. Подчас человек может даже запороть какую-то работу, но если он всё сделает честно и по максимуму исправит косяки, то его пригласят снова. А вот если один раз куда-то уплывёт информация или попытаешься содрать лишние деньги, то, будь ты даже специалист экстра-класса, репутации и, следовательно, заказов можно лишиться надолго.

Все эти размышления родились из диалога с коллегой из Москвы, который рассказал о неприятной ситуации, в которой оказалось организация, куда он пришёл работать. Оказывается предыдущий специалист тихо скопировал личную и рабочую информацию с серверов и компов и куда-то продал. Ну а что, базы данных пользователей часто нужны конкурентам. Естественно завели дело, ищут мудака, но это уже другая история. Плюс, коллега нашёл несколько скрытых доступов в сеть и закладки в 1С. В общем, крайне неприятная история. Если открыть популярный сайт историй от айтишников "IT happens", то можно легко обнаружить с десяток подобных случаев в разных вариациях.



Оригинал взят у olenenyok в Этика IT-специалистов

По итогам обсуждения появилась этика IT-специалиста:


  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не выкладывать в сеть личные данные и фотографии клиентов.

  • Никогда не сохранять на личных жёстких дисках информацию клиента (работодателя). Если, конечно, сам клиент не просит этого сделать.

  • Удалять все записи с никами/паролями после сдачи проекта или предупреждать клиента (работодателя), что оставишь у себя копию для дальнейшей доработки. Удалять всё после завершения работы.

  • Удалять с компьютера клиента (работодателя) все программы для удалённого доступа после завершения работы. Или предупреждать, что программа установлена и объяснять, как пользоваться.

  • Предупреждать клиента (работодателя) о возможных проблемах с пиратским программным обеспечением. По возможности предлагать альтернативы.

  • Предупреждать клиента (работодателя) о возможных проблемах отсутствия антивирусных программ и файерволов на компьютерах.


Пожалуй, для начала этих простых правил хватит, чтобы прослыть порядочным специалистом. Ну а потом уже каждый сам для себя может дописать нужные пункты собственной "этики айтишника".





Но хочу сразу сказать, что есть другая сторона работы IT-специалиста, которая часто идёт в разрез этике. Это защита себя от заказчика. Сколько ходит историй о том, что работа выполнена, а деньги не выплачены. Большие организации могут себе позволить юристов, суды, но для маленьких фирм с двумя-тремя программистами или системными администраторами подобные траты могут оказаться совершенно убийственными. Поэтому очень часто оставляются так называемые "закладки", которые по какому-либо сигналу или спустя какое-то время отключают систему. Я не могу осуждать и винить коллег, которые используют подобные методы. Если работа системы, в которую встроена "закладка", не может каким-либо образом нанести вред человеку (ПО в медицине, на заводах, на ТЭС, АЭС и т.п.), то может быть такие методы и оправданы. Это совершенно неэтично, подчас незаконно, но... иначе получить свои деньги не получается.

Спасибо за внимание и, коллеги, будьте честными в работе.
Этика IT-специалистов
Картинки отсюда.


Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments