Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

История Академии русского балета

Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова

Академия русского балета имени Агриппины Вагановой является старейшей балетной школой в России и одной из старейших в мире; по возрастному показателю она уступает лишь парижской L`Ecole de Danse, созданной по указу Людовика XIV. В 1669 году французский монарх постановил, что при дворе должна быть Академия оперы, а в 1713-м — что нужна еще и школа танца, утвердив в правах сразу два вида искусства.

Таким образом, со времени правления Людовика XIV свою историю ведут и первый в мире оперный театр, и первая балетная школа. Именно французы считаются родоначальниками хореографического образования (хотя сам балет как некое законченное танцевальное действие имеет итальянские корни, поскольку изначально танцевальные сценки были частью музыкального представления), опера же родом из Италии.

После расцвета придворного балета во Франции обучение танцу началось в России. В начале 1730-х в Петербург прибыл французский балетмейстер Жан-Батист Ланде и стал давать частные уроки танцев. В 1738 году благодаря его стараниям императрица Анна Иоанновна, охочая до увеселений, подписала указ об основании «Танцовальной Ея Императорского Величества школы», первой школы, где детей дворцовых служащих — мальчиков и девочек — принялись обучать танцевальному искусству.

Именно это учреждение, менявшее неоднократно названия и статусы, а в 2013 году празднующее 275-летие, сейчас именуется Академией русского балета имени Агриппины Вагановой и считается одним из самых престижных хореографических учебных заведений в мире. Выпускники вагановской Академии разбросаны по балетным труппам крупнейших музыкальных театров.


Шарль Дидло
Шарль Дидло
Изображение: В. Баранов / Wikimedia Commons

Примерно через двадцать лет после создания школы она преобразовалась в театральную: в ней также изучались музыка, драматическое актерское мастерство и другие дисциплины. В 1773 году в России возник второй хореографический центр — московское театральное училище, ныне носящее имя Московской государственной академии хореографии. Исторически так сложилось, что и московское, и петербургское училище с самого начала поставляли кадры для императорских театров — Мариинского (Большого Каменного, впоследствии Ленинградского театра оперы и балеты имени Кирова) и Большого; это положение дел сохранилось и по сей день.

На протяжении долгого времени французские учителя и балетмейстеры влияли на развитие классического танца в России и его преподавание. Шарль Дидло (родился в Стокгольме, но в семье французских танцовщиков) — одна из главных фигур в истории развития национальной хореографической школы. На протяжении 20 лет (1801-1821) он преподавал в петербургском училище, при нем сформировались основные принципы балетного образования: изучение профессиональных дисциплин вместе с общеобразовательными; акцент на классическом танце; семилетнее обучение. Почти вся вторая половина столетия прошла под знаком Мариуса Петипа, автора «больших балетов», который работал в училище в 1855-1887 годах; именно он определил вектор развития отечественного балета и значительно обогатил хореографический язык.

Можно сказать, что накануне революции русский балет пребывал в блестящей форме. На рубеже веков в петербургском театральном училище преподавал Павел Гердт, в 1898 году из него выпустились хореограф Михаил Фокин и одна из величайших
балерин XX века Анна Павлова, познакомившая с русским балетом весь мир: она гастролировала в Европе с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, затем в США, Индии, других странах.

Французский (даже шире — европейский) балет, породивший русский, в тот период переживал кризис, и компания Дягилева значительно оживила иностранную сцену. Солистов и балетмейстеров его «сезонов» разбросало по всему миру, и если Серж Лифарь (Сергей Лимфарь) более тридцати лет возглавлял балет Гранд-Опера, то Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе) и вовсе оказался главным американским хореографом XX столетия, основателем Школы Американского балета.

Анна Павлова
Анна Павлова
Фото: Официальный сайт Академии им. А. Я. Вагановой

Скептики полагают, что после дягилевских экспериментов отечественный балет медленно, но верно движется по наклонной. И хотя в XX веке и Большой, и Мариинский театры переживали цветущие времена, надо признать, что судьба балета и русских танцовщиков в прошлом столетии складывалась порой весьма драматично. Сначала балет столкнулся с отрицанием со стороны советской власти, потом война и тяжелое послевоенное время (правда, следствием эвакуации Вагановского училища и Кировского театра стало появление сильной хореографической школы в Перми), потом цензура и идеология, сказавшиеся на творчестве видных хореографов, затем изоляция и эмиграция блистательных танцовщиков. Именно обособленность от западного мира повлияли и на сам российский балет, и в конечном итоге на принципы хореографического образования.
Агриппина Ваганова

Именно в СССР были заложены основы комплексного образования в области балета, начала формироваться единая педагогическая система. Тогда формально и родилась русская школа. Ключевую роль в становлении отечественной хореографической педагогики как науки сыграла как раз Агриппина Ваганова, солистка Мариинского театра, не оказавшаяся, быть может, выдающейся балериной, зато ставшая блистательным учителем. Она воспитала несколько поколений гениальных танцовщиц — в их числе Марина Семенова, Галина Уланова, Наталия Дудинская — и стала первым в стране профессором хореографии.

Во время своей недолгой работы в Большом театре в 1944 году Ваганова успела позаниматься с Майей Плисецкой. Юная балерина только первый год танцевала в труппе ГАБТ, и Ваганова оказала на нее сильное влияние. В своих воспоминаниях Плисецкая называла ее «Микеланджело в балете».

Ваганова, сама окончившая петербургское училище (1897), после артистической карьеры решила систематизировать весь танцевальный опыт, идущий от итальянцев и французов, а также определить особенности национальной хореографии. Благодаря ей все узнали, что русскую школу отличают «раскрепощение» корпуса, особые «поэтические» руки (характерные в большей степени для Петербурга, нежели для Москвы), исключительная выразительность танца.

Интересно, что уже Ваганова говорила о том, что хореографическим техникумам необходимо придать статус высших учебных заведений, но произошло это много позже.

В итоге Агриппина Ваганова разработала систему, по которой следовало проводить балетные уроки и выстраивать весь учебный процесс. Свои идеи она изложила в книге «Основы классического танца», выпущенной в 1934 году. По «вагановской системе» учат не только в Москве и Петербурге, но и во всем мире; однако для отечественной балетной школы ее учебник — Библия.

@
Tags: личности
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments