Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

Русское деревянное зодчество. Храмы


Фото И. Мареева

Святая Русь – это сердечная идея народа в своих помыслах и вдохновении. «Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. В религии ,как и во всей культуре, русский организм, творил и дарил, но не искоренял и не насиловал». (И.А.Ильин)…

Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.



…В строительстве храмов ярко проявляется стремление русского народа к единению, к соборности: все люди – братья во Христе. Древнерусские деревянные храмы и часовни…, потому и производят на нас столь глубокое впечатление, что чувствуем мы, физически ощущаем огромный заряд духовной энергии, привнесенный в них не только их непосредственными создателями, но и опосредованно – самим Создателем.

В небесные выси устремляли свои главы, увенчанные крестами древнерусские деревянные храмы. Их образ всегда соотнесен с образом человека: истинное величие в простоте, в естественности, в Правде - «перъвое стъворена бысть Правда Богом в человецех». Иди и смотри…

Образ храма – это преломленное выражение земных идеалов, которые он молча проповедует прихожанам. Принятые простодушно, идеалы эти воспринимаются как необходимое в жизни, от Бога идущее. Нас завораживают гармония форм, ненарочитая, в каждой детали совершенная, без малейших потуг на красивость красота, ореол глубинной целомудренности, аллегорические призывы к праведной жизни, к стоическому духовному ратоборству или к благодатной, тихой молитве.


деревянное зодчество

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов -там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.


Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями .Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А.В.Ополовников) – один из немногих декоративных элементов этого храма.


Часовня в честь Трех Святителей. О. Кижи.

Часовня стоит на высоком подклете. Состоит из двух поставленных впритык срубов, в плане имеющих прямоугольную форму. Восточный сруб (собственно часовня) покрыт двухскатной крышей, увенчанной крестом. Западный сруб более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа “восьмерик на четверике”, завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. С запада, перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей. Все кровли постройки выполнены из “красного” теса с окончаниями в виде пик. Особый образ часовни - “башни” выделяет эту постройку из ряда традиционных часовен Карелии.


Колокольня Кижского погоста. 1863 г.

Композиция колокольни решена по традиционной схеме - ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Русское деревянное зодчество. Храмы.
Церковь в селе Упе Архангельской области

Русское деревянное зодчество. Храмы.


Успенский собор в Кеми. 1711 г.


Русское деревянное зодчество. Храмы.
Сельская деревянная церковь Богоявления (1787 год)

Русское деревянное зодчество. Храмы.
Церковь святых Новомучеников и Исповедников.с. Преображенское.


Храм Святителя Николая. Москва


Храм Николая Святителя у Соломенной сторожки


Храм святителя Иннокентия 2001 г.


Силуэт деревянной церкви

Русское деревянное зодчество. Храмы.
Божий храм о трех маковках. Монастырская надвратная башня с вышкой и всходами на гульбище

Русское деревянное зодчество. Храмы.

Надвратная церковь над проездом к Святому Озеру


Русское деревянное зодчество. Храмы.
Деревянный Кремль

Русское деревянное зодчество. Храмы.
Шатровый пятиглавый храм. "Поставлено торговым человеком Московским"

Русское деревянное зодчество. Храмы.
Девятиглавая шатровая церковь

via

Tags: храм
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →