Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

Тонкая лирика женских портретов Гюстава Климта...

Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

В.Я. Брюсов


[О Гюставе Кклимт...]


Г.Климт

Гюстав Климт любим многими! Интернет полон статей об этом удивительном художнике: страницы биографии и статьи о творчестве, любимые женщины художника и его ученики.
И не одна статья не обходится без знаменитой «Золотой Адели», «Поцелуя» или «Древа жизни». Это естественно, так как эти картины относятся к золотому периоду творчества художника, к расцвету его стиля.
Но свой пост я хочу посвятить другому периоду в творчестве Гюстава Климта – женские портреты художника времен «Венского Сецессиона».

Весной 1897 года 40 австрийских художников образовали «Венский Сецессион», или Объединение художников Австрии. Своим президентом они единогласно избрали Густава Климта.
Название «Сецессион» (лат. seccessio - «отделение», «уход»), заимствованное у похожих объединений в Мюнхене и Берлине, говорило об их желании так же освободиться от тирании официального вкуса, попробовать переосмыслить в творчестве новые тенденции европейского искусства.
Они начали издавать журнал «Ver Sacrum» («Весна священная») и создали новый выставочный зал, на фронтоне которого был начертан девиз: «Время - ваше искусство. Искусство - ваша свобода».
На первой выставке объединения экспонировались произведения не только австрийских, но и зарубежных художников, в том числе А. Бёклина, Э. Каррьеры, А. Мухи (жившего в Париже), Пюви де Шаванна, Ф. Кнопфа, К. Менье, Паоло Трубецкого, О. Родена.

Искусство, как известно, без покровительства существовать не может, и меценаты нашлись, прежде всего, среди еврейских семейств, принадлежавших к крупной австрийской буржуазии: стальной магнат К. Витгенштейн, текстильный магнат Ф. Вэрндорфер, а также семьи Книпс и Ледерер. Все они поддерживали искусство модерна и были среди тех, кто заказывал картины Климту, в том числе портреты своих жен.





Портрет Сони Книпс. 1898 год

Первым в этой «галерее жен» был портрет Сони Книпс (1898), семья которой была связана с банковским делом и металлургией.

Одна из современниц художника подметила: «Сам он был похож на неуклюжего, не умеющего связать двух слов, простолюдина. Но его кисть была способна превращать женщин в драгоценные орхидеи, выплывающие из волшебного сна».
Соня на этом портрете прекрасна, полна почти волшебного очарования…

А теперь взгляните на фото этой женщины…






Как думаете, какое фото сделано в тоже время, что и портрет Сони?
Не буду вас, дорогие читатели интриговать и скажу сразу, - первое...
Соня в это время несчастливо замужем за состоятельным человеком, часто болеет и депрессует.
Ей всего 24 года. И только через 10 лет (второе фото) Соня расцветет и превратиться в ту великолепную женщину, которую сразу увидел в ней художник.

Она увлечется идеями Венского Сецессиона об общедоступности искусства и будет принимать заметное участие в этом движении. Соня найдет себя в этом и будет счастлива.

Этот великолепный портрет Климта всегда напоминает мне слова Пабло Пикассо: Нам нужно рисовать то, что на лице, или, что внутри его или за ним?


Портрет Гертруды Лев




Сияюще- воздушная Гертруда …
По-моему, этот портрет не может оставить равнодушным никого.
Нужно сказать, что оригинал соответствовал своему портрету. Это фото Гертруды того времени.


Гертруда Лев позировала для портрета Климта в 1902 году. Ее отец Антон Лев был одним из известнейших врачей Вены, практиковавшим в собственном фешенебельном (и крупнейшем в столице Австрии) частном санатории.
Среди его гостей были, кроме Климта, композитор Густав Малер, мыслитель Людвиг Витгенштейн и другие знаменитости. Доктор Лев всячески поддерживал движение сецессиона и его ярких представителей.


Портрет Фрицы Ридлер


На картине «Портрет Фрицы Ридлер», зритель «встречается» не с женой государственного чиновника, коей на самом деле была эта женщина, а скорее, со жрицей любви.

Голова модели находится на уровне орнаментального окошка, может быть, для того, чтобы получилось сходство с головным убором Марии Терезии, кисти Веласкеса. Только самые внимательные обнаружат, что сексуальная символика – «павлиньи глаза», образуют кресло, на котором восседает героиня и, с трансформацией этого предмета в орнамент, исчезает его глубина и форма.


Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн, 1905


Маргарет была дочерью богатого промышленника Карла Витгенштейна, покровителя Климта и коллекционера его работ. Портрет был подарком отца дочери к бракосочетанию - Маргарет выходила замуж за американского врача Томаса Стонборо.
Климт написал лицо и голову реалистично на фоне плоском сдержанном по цвету, и прибегнул к приему "белое на белом" в изображениии платья модели. Не смотря на передовые взгляды , фрейлейн Витгенштейн портрет не понравился.


Портрет Серены Ледерер, 1899г



Портрет Марии Хеннеберг, 1901-1902



Портрет Эмилии Галли, 1903-1904г



Портрет Эмилии Флеге, 1902 г

Это был первый портрет Климта, написанный в этом стиле - с заполненными орнаментами фрагментами полотна. Художник изобразил в реалистической манере только лицо модели.
До этого он не решался на такое новаторство. Но этот портрет был особенным - это был портрет любимой. Эмилия Флёге была большой любовью Климта и его спутницей до конца дней. Она управляла домом моды, а он придумывал для нее эскизы тканей и платьев.
Эмилия была родственницей художника - cестрой жены его брата Эрнста, умершего довольно рано. В силу родственных связей Климт и Эмилия могли появлятся вместе , не вызывая пересудов, они посещали театры, выставки, ездили вместе на отдых. Ни одна женщина ( из было довольно много) не занимала в жизни художника такого места и не значила так много, как она. Эмилия была для него воплощением современной, высокообразованной женщины.Их связь длилась 25 лет...

Закончить этот пост мне хочется словами самого Климта:

Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины. via

Tags: живопись
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments