Воспитанницы Смольного института благородных девиц.
Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В нашем обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы.
Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением.
Здание Смольного института
Главный фасад здания Смольного института.
Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное – просвещение, просвещение и ещё раз просвещение!
Начальница Смольного института Е.А. Ливен в кабинете за письменным столом
Преподаватели Смольного института
Преподаватели Смольного института
В учительской.
Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.
Урок пения.Фото 1889 г.
Урок игры на арфе. Выпускной альбом института 1889 года.
Урок рисования. Выпускной альбом института 1889 года.
Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам… дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся.
Экзамен по музыке
Смольный институт.Воспитанницы на уроке.
Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.
Урок рукоделия
На уроке.
Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. – «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике.
В швейной мастерской. Выпускной альбом института 1889 года
Преподаватели Смольного института в учительской комнате
За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.
Спальня воспитанниц
Помывочная. Фото 1889 года.
Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.
Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года
Смольный институт. Чаепитие с гостями
Смолянки в столовой. Выпускной альбом института 1889 года
Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:
– Утренний чай с булкой.
– Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
– Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
– Вечерний чай с булкой.
На катке. Фото 1889 года
Смольный институт. Катание с горки. Фото 1889 г.
Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.
Смольный институт. Приём – экзамен на знание хороших манер
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 г.
На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.
Фрейлина ее императорского величества, начальница Смольного института княгиня Е.А.Ливен в кресле с вязанием в руках.
Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.
После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.
Последний выпуск воспитанниц Смольного института. 1917 год
via
Journal information