Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Запретная любовь. Как граф Шереметев взял в жены крепостную певицу



9 июля 1751 года родился граф Николай Шереметев – почитатель искусств, меценат, основатель лучшего частного театра России, и один из первых людей, посмевших дать вольную крепостным и жениться на одной из них - певице Прасковье Жемчуговой.


«Всё не как у людей»

Дом графа Николая Шереметева никак не походил на обычную дворянскую усадьбу XVIII века. Ещё при жизни своего батюшки – Петра Борисовича, обер-камергера Императорского двора при Петре III и Екатерине II, основателя собственного крепостного театра – здесь были заведены такие порядки, от которых блюстители аристократизма пребывали в наивысшем возмущении.

Крепостные сытно ели те же кушанья, что и хозяева, имели здоровый и цветущий вид, а, заболев, всегда могли рассчитывать на помощь лучшего в округе доктора и никогда не страдали от побоев и лишений. Домашний театр, который создал отец Николая, по праву считался лучшим частным театром империи, так как здесь не жалели денег и были крайне преданы своему делу все участники творческого процесса.


Всякому таланту и умению здесь находили предназначение: шла ли речь о создании декораций и работе над качеством акустики, о пошиве костюмов или обучении крепостных девиц изящной поступи – всё здесь ладилось и шло ровным ходом. Актёры театра Шереметева не знали горя, и были для своего положения на редкость образованными людьми, где ими не помыкали, а относились как к равным. Именно такую обстановку и застал дома Николай Шереметев, который вернулся из заграничного путешествия и решил обустроить в имении всё на европейский лад.


Портрет графа Николая Петровича Шереметева. 1801-1803 Холст, масло. Фото: Commons.wikimedia.org


Жемчужина дома Шереметевых

Первым делом пышущий идеями молодой человек взялся за перестройку театра, задумав сделать его ещё больше и роскошным, чем предыдущий. Следя за строительными работами, он и познакомился с Прасковьей Ковалёвой – талантливой девочкой, которую из-за чудесного, почти ангельского голоса, отдали на воспитание в усадьбу Шереметьевых. Когда Николай впервые услышал её голос, то был так впечатлён, что даже оставил запись в своём дневнике: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен».

11-летняя девочка дебютировала в театре Шереметевых в опере Гретери «Опыт дружбы». Её манера исполнения, непринуждённая манера держаться, удивительной красоты глаза и стать, покорили знатных зрителей, съехавшихся на спектакль, и уже на следующих постановках маленькая Параша, как называли её друзья, не появлялась ни под каким иным именем, кроме как Прасковья Жемчугова. Такой псевдоним появился оттого, что во-первых, Шереметев-младший любил оригинальничать и давал актёрам своего театра фамилии по названиям драгоценных камней, а во-вторых, как гласит легенда, Жемчуговой Прасковья появилась в тот день, когда у пруда близ усадьбы была найдена маленькая жемчужина, что было воспринято как своеобразный знак.


П. И. Жемчугова — в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри). Автор акварельного портрета (1793-1797) Ш. де Шамиссо. Хранится в собрании Гос. Эрмитажа. Фото: Commons.wikimedia.org


Императорский бриллиант

Когда новый театр был построен, старший Шереметев приурочил его открытие к визиту Екатерины II в усадьбу. Этот вечер стал прорывом для молодой певицы. Её сопрано разносилось по саду, находило золотым облаком на сидевших в роскошных креслах гостей и вызывало слёзы даже у самых стойких зрителей. В роли храброй Элианы в опере «Самнитские браки» Жемчугова была настолько изящна, неповторима, и талантлива, что Екатерина II пожаловала ей перстень с бриллиантом со своей руки, отметив этим жестом безусловное дарование певицы.

Сладкая жизнь продолжалась ещё ровно год. В 1788 году Петр Шереметев умирает, и поместье и крепостные отходят по наследству к Николаю. Глубоко раненый уходом отца, он впадает в сплин, начинает всё чаще запираться в одиночестве за бутылкой вина и теряет всякий интерес к театру. К жизни его возродила Прасковья, которая пришла к нему от имени труппы и ... осталась навсегда: Николай искренне полюбил девушку.

«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал я свойства и качества ее: и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность, нашел в ней привязанность к святой вере и усерднейшее Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки», - писал он.

Шереметев покинул имение Кусково и переехал в новое – Останкино, где в домашнем театре Прасковья продолжала блистать в главных ролях, заслуживая всеобщий почёт, зависть и пересуды со стороны дворянства. На тот момент ни для кого не было секретом то, что негласно она является женой графа. Шереметев, впрочем, и не думал таиться. Он знал, что в глазах общества эта связь выглядит непристойно, однако его это мало интересовало.

В 1797 году Павел I, при котором популярность Николая Шереметева не упала, хотя это случалось со многими после смерти Екатерины, дал ему звание обер-гофмаршала и потребовал личного присутствия в Петербурге. Шереметев в столицу поехал, но взял с собой в столицу лучшую часть труппы, среди которых, конечно, была и Жемчугову.


Прерванная песня

В сыром петербургском климате, с бесконечными перепадами температуры, отсутствием солнца и зелени, у 29-летней Прасковьи обострился зародившийся ещё в имении Шереметева туберкулёз. И если бы только одна болезнь обрушилась на неё ударом! Судьбе словно этого показалось мало, и она лишила Прасковью голоса, из-за чего та была вынуждена навсегда покинуть сцену.

Удар был сильнейшим. Отдавая всю себя искусству, одним только голосом передавая сложнейшую палитру человеческих эмоций и чувств, Прасковья впала в уныние и стала гаснуть день ото дня. Спас её Николай, который бережно заботился о ней, лечил болезнь и беспрестанно подбадривал.

В следующем году сливки общества Петербурга были потрясены скандальным известим: граф Шереметев дал вольную актрисе и её семье. Однако это не шло ни в какое сравнение с тем, что в 1801 году он женился на Жемчуговой, о чём, правда, благодаря строжайшей секретности, узнали не сразу: на церемонии бракосочетания присутствовали только три человека.


В 1801 году граф женился на Прасковье Жемчуговой. Фото: Commons.wikimedia.org


Прощание с музой

Петербургская знать была оскорблена до глубины души поступком графа, однако ему всё было нипочём: он воссоединился с любимой и мог теперь жить открыто. Два последующих года их семейные будни ничем не были омрачены. Они вели тихую жизнь в своём имении, редко выезжали в свет, а в 1803 году случилось великое счастье: граф узнал, что Прасковья ждёт ребёнка. Радость будущего отцовства омрачало одно: ослабленный долгой болезнью организм Прасковьи тяжело переносил беременность, и когда сын Дмитрий появился на свет, доктора уже ничем не могли помочь. Любимой жене графа не суждено было излечиться: она не выходила из состояния бреда и только, когда к двери её комнаты подносили ребёнка, она затихала и ненадолго успокаивалась.

В отчаянии Николай созывал лучших врачей, метался по комнатам и молился о выздоровлении Прасковьи, однако когда стало ясно, что дни её сочтены, он решился открыть тайну своего брака и написал письмо Александру I, в котором умолял о прощении и просил признать сына законнорождённым. Император своё согласие дал.

Через несколько дней Прасковья умерла. Убитый горем граф искал утешения в своём сыне, в чертах которого видел жену, её ясные глаза, красивый изгиб губ. Следуя воле покойной, все свои силы и деньги он отныне употребил на дела благотворительности, основав в Петербурге Невскую богадельню и оказывая помощь малоимущим. К работе с театром он больше не возвращался: пока жива была Прасковья, они вместе трудились над спектаклями, советовались друг с другом, однако уход его музы и главной любви, подорвал душевные силы, и граф находил успокоение только в воспитании сына и помощи бедным.

Николай Шереметев пережил супругу на шесть лет, а умирая, вспоминал Прасковью и её чудесный голос, который звонкими колокольчиком впервые зазвучал в его жизни, когда он был ещё наивным юношей, страстно любившим музыку и затеявшим лучший театр во всей России. via



Tags: личности
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments