Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

“Княжна Тараканова”

К. Флавицкий, Княжна Тараканова_thumb

Упоминание этого имени у большинства читателей на­верняка ассоциируется с прекрасным полотном Констан­тина Флавицкого, которое экспонируется в Третьяковской галерее.

Помните?

Одиночная камера Петропавловской крепости. Сквозь решетку окна хлещут ледяные потоки петербургского на­воднения. Несчастная женщина забралась на тюремную кровать, которая вот-вот скроется под водой. Ее роскош­ное платье резко контрастирует с убогим убранством ка­земата. Две крысы ищут спасения у ног арестантки. Голова ее откинута назад, волосы распущенные, руки бессильно свисают вдоль тела.


Кстати, о руках. Если поближе подойти к картине и внимательно присмотреться, то обнаружится удивитель­ная вещь: их у княжны четыре. Две, которые я упомянул выше, и еще две, сложенные на груди. Они просматрива­ются под верхним слоем краски. Именно так их сначала и написал художник. Но потом нашел более отвечающее безысходному настроению полотна положение и перепи­сал руки заново.

dom-ipateva07

Картина наделала много шума, была необычайно попу­лярна и путешествовала с выставки на выставку. Однажды в дороге полотно не уберегли от дождя, и первая пара рук, до поры скрытая верхним слоем краски, явственно про­ступила наружу. Полотно неоднократно реставрировали, но безуспешно: руки предательски появляются вновь и вновь.

Впрочем, я отвлекся. Наш рассказ совсем не об этой особенности картины, а совсем об иной ошибке худож­ника — исторической. В нее, историю, нам и предстоит окунуться.

Итак, начнем с того, что истинная княжна Тараканова к эпизоду, запечатленному Флавицким,никакого отноше­ния не имеет. Постриженная в 1785 году в монахини под именем Досифеи, она остаток жизни провела в московском Ивановском монастыре. Здесь по большим церковным праздникам ее посещал сам митрополит Платон и другие знатные особы. Последние годы монахини прошли в пол­ном уединении, даже богослужения проводились для нее одной. Похоронили Досифею в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых. На могильной плите зна­чится лишь монашеское имя и день кончины — 4 февраля 1810 года.

tmpxMyeF1

Как видите, истинная княжна Тараканова жизнь свою закончила вовсе не столь трагически, как особа, изобра­женная Флавицким. Впрочем, он изобразил на картине вовсе не ее. А кого же?

Самозванку, «всклепавшую на себя имя» или, говоря современным языком, выдававшую себя за княжну Тара­канову. Происхождение этой легендарной особы весьма туманно. Одни историки называют ее дочерью пражского трактирщика, другие — нюрнбергского булочника, а тре­тьи утверждают, что она была плодом любви персидского шаха и его грузинской наложницы.

Что истина — не столь и важно, ведь впоследствии за кого только она себя не выдавала, каким именем не зва­лась! Одни знали ее как мадмуазель Франк, другие — как мадам Тремуйль. То она зовется Алиной, то носит имя Шель. То предстает графиней Силинской, то принцессой Азовской. Столь же стремительно меняются и места жи­тельства. Киль и Берлин, Гент и Лондон. И везде богатые почитатели, не жалеющие средств для обворожительной прелестницы. Многие из воздыхателей вскоре оказыва­лись не только без своих сбережений, но и в долговых тюрьмах. А ловкая аферистка в очередной раз меняла имя, родословную, титул и место жительства.

dom-ipateva07

Наконец, в 1772 году Али-Эмете, как ее звали до этого, превраща­ется в принцессу Елизавету Владимирскую, представи­тельницу богатого русского рода. По очередной легенде она воспитывалась у дяди в Персии, а достигнув совер­шеннолетия, перебралась в Европу. В дальнейшие ее пла­ны якобы входят поиски российского наследства. И вновь обворожительную особу, свободно говорящую на многих европейских языках, неплохо рисующую и играющую на арфе, окружают многочисленные поклонники. Они охот­но оплачивают ее пребывание в Париже в течение двух лет, и лже-Елизавета не знает отказа ни в чем.

Вынужден сознаться: борясь со всевоз­можными заблуждениями и распространенными ошиб­ками, я, возможно, сам в описании бурной юности «принцессы Владимирской» допускаю непреднамерен­ное искажение действительности. По той простой при­чине, что трудно понять, что в ее биографии — правда, а что — вымысел. Ее современники приводят взаимоис­ключающие факты, а уж в нынешней литературе можно обнаружить самые разнообразные описания ее полной приключений жизни. Поэтому уклонюсь от безнадежной попытки докопаться до истины. Вместо этого предлагаю сразу перенестись к тем годам, когда наша героиня очути­лась (опять-таки абсолютно неясно, как и зачем!), в Поль­ше.

Здесь она попадает в крут Барских конфедератов князя Радзивилла, человека более чем состоятельного и често­любивого. И объявляет себя дочерью императрицы Елиза­веты Петровны, сестрой Емельяна Пугачева. У Радзивилла новоявленная претендентка на Российский престол ищет поддержки и помощи в осуществлении своих планов, но вскоре убеждается, что тот способен только произносить красивые речи перед единомышленниками. И «Всероссий­ская княжна» решает действовать самостоятельно.

dom-ipateva07

Она то обращается с пространным посланием и доби­вается встречи с султаном, то пытается вести переговоры с самим кардиналом. Эти действия, естественно, получа­ют огласку в России и не могут оставить безучастными Екатерину Вторую. И вот монархиня, изрядно напуганная только что подавленным бунтом Пугачева, поручает графу Алексею Орлову «схватить бродяжку» и поставить крест на ее притязаниях на престол.

Орлов приступает к осуществлению хитроумного пла­на, для чего, притворившись очередным поклонником но­воявленной княжны Таракановой, предлагает ей не толь­ко материальную помощь, но и руку.

Венчание состоялось в Италии, на одном из кораблей русской эскадры, стоявшем в Ливорно. На его борту молодых и арестовали. Орлова, конечно, только для вида. А вот «Елизавета Вторая» вскоре очутилась в Петропавловской крепости. Правда, вначале ей отвели несколько комнат, кормили с комендантской кухни и даже отдали в распоря­жение двух служанок и личного врача.



Екатерина была не в восторге от такого проявления гуманизма и требовала у князя Алексея Голицына ско­рейшего завершения следствия. Узница, в свою очередь, умоляла фельдмаршала о личной встрече с государыней, но добилась обратного: она была помещена в одиночный каземат на хлеб и воду.

Именно этот печальный этап жизни самозванки и запечатлел на своей картине «Княжна Тараканова» Кон­стантин Флавицкий. И сделал это весьма реалистично и убедительно.



С каким же заблуждением я борюсь, о какой ошибке художника собираюсь поведать?

Исключительно о той, что несчастная женщина не мог­ла погибнуть от наводнения 1777 года. По одной простой причине: она скончалась от чахотки за два года до сти­хийного бедствия. Произошло это 4 декабря 1775 года. Арестантка унесла с собой в могилу и тайну рождения, и подлинное имя, не открывшись перед кончиной даже священнику.

Обрядов при ее погребении не было совершено ни­каких.



И в заключение. В каталоге академической выставки 1864 года, где полотно экспонировалось впервые, по рас­поряжению Александра Второго указали:

«Сюжет этой картины заимствован из романа, не име­ющего никакой исторической истины». via



Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments