Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

Русская аристократия

Дворянское воспитание - это не педагогическая система, не особая методика и не свод каких-либо правил. Это образ жизни, стиль поведения, одежды. Это усваивалось сознательно, а отчасти и бессознательно, путем привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не только теоретические предписания, а и те принципы, которые реально проявлялись в быту, в поведении, в живом общении.

e7c879962ace

Образ Русского дворянства не может вместить в себя все многообразие человеческих индивидуальностей. Но можно отобрать из всего этого многообразия черты наиболее характерные. Дворян обучали: независимости, храбрости, благородству, чести. Эти качества природные, но образ жизни их может усилить или задушить. В дворянской среде развивались и совершенствовались те качества русского человека, которые, в идеале, должны были со временем проникнуть и в ту среду, где их некогда было развивать.


Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве. Дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в душе дворянина сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось у дворянина со служением обществу России. Девиз - "Служи верно, кому присягнешь". Даже не состоящий на государственной службе дворянин был вынужден заниматься делами своего имения и своих крестьян. Правило "служи верно" входило в кодекс дворянской чести и имело статус этической ценности, нравственного закона. Наставление: "слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся, берега платье снову, а честь смолоду".

hrapovitsky

Дворянское чувство долга было замешано на чувстве собственного достоинства, и служба отечеству являлась не только обязанностью, но и правом. Разница между службой дворянской и службой лакейской - в том, что первая предполагает личную заинтересованность в делах государственной важности. Дворянин служит царю как вассал, но делает общее с ним дело, неся свою долю ответственности за все происходящее в государстве. Дворяне всегда отстаивали свое законное природное право на участие в управлении государством. Нужно подчеркнуть, что ревностное отношение к службе не имело ничего общего с верноподданничесгвом или карьеризмом. Дворяне считали, что каждый честный человек не должен уклоняться от обязанности, которую на него возлагает верховная власть или выбор граждан. Высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.

Воспитание детей состояло в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что он дворянин, ему многое дано и он должен быть именно таким. Главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Эта честь не дает человеку никаких привилегий, а, наоборот, делает его более уязвимым. Честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, над выгодой, успехом, безопасностью или рассудительностью.

Если человек тебя задевает, то лучший способ ему отомстить - это быть изысканно вежливым с ним внешне и, в то же время, возвращать ему колкости даже с процентами. Со своим врагом надо быть подчеркнуто вежливым. Надо владеть собой настолько, чтобы быть учтивым и приветливым с теми, кто не любит тебя, старается тебе навредить. Но если ты взрываешься от каждого косого взгляда, то ставишь себя в смешное положение. Люди порядочные не дуются друг на друга.

gimnazistki

Девочек заставляли лежать на полу, чтобы спина была ровная, независимо от погоды заставляли гулять, ездить верхом, одевали легко и бедно. В общем русские дворянки были психологически и физически подготовлены к трудностям жизни лучше, чем сегодняшние женщины. Физические и гимнастические нагрузки не только призваны были укрепить здоровье, но способствовали формированию личности, они уравновешивались с нравственными установками, любые трудности 11 удары судьбы должно бьло переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства. Разумеется, сила духа и мужество определяются качествами личности, но и сам круг людей заставлял придерживаться определенных этических установок, подавляющих эгоистические интересы, если они противоречили требованиям долга.

Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: демонстрация чувств, поведение, не вписывающееся в принятую норму, бьло не только неприлично, но , и недостойно. Это помогало выводить из общего силового поля любые проявления : трусости, малодушия, слабости. Дворянские дети приучались превозмогать боль, отчаяние, страх, по мере сил старались не показывать, как это трудно. Для этого требовалось не только мужество, но и безукоризненное умение владеть собой, которое достигалось путем длительного и тщательного воспитания.

Человеку прежде всего надо иметь открытое лицо и скрытые мысли. Человек, у которого нет du monde - "светскости", - при каждом неприятном происшествии то приходит в ярость, то уничтожен стыдом и ведет себя как сумасшедший или выглядит как дурак (второй вариант). А тот, у кого есть светскость, как бы не воспринимает того, что должно его раздражать. Если он совершил какую-либо неловкость, он легко сглаживает ее своим хладнокровием, вместо смущения, еще больше ее усугубляющего. В светском обществе человеку часто приходится очень неприятные вещи встречать с непринужденным и веселым лицом. Он должен казаться довольным, когда на самом деле ему плохо, должен с улыбкой подходить к тем, к кому охотнее подошел бы с пистолетом. Он должен скрывать от себя известную всем темную сторону, наполненную досадами, огорчениями и неприятностями. Это считалось обязательной чертой воспитанного человека. Эти требования воспитывались с раннего детства, настойчиво и порой жестоко. Надо скрывать свой нрав и уметь не быть, а казаться. Вначале это очень трудно, но скоро это входит в привычку и перестает быть трудным.

Владеющий собой владеет и ситуацией. Необходимо уметь направить беседу в нужное русло, разузнать обстановку, переключить внимание с одного предмета на другой и прочее.

Воспитанный человек не обременяет окружающих своими личными неприятностями и переживаниями, умеет защитить свой внутренний мир от непрошеных свидетелей. Внешняя сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства.

Если кого-либо терзают обманутые надежды, неудовлетворенное честолюбие, то эти все страдания не для постороннего зрителя. Поверхностные чувства можно выставлять напоказ, а самые глубокие переживаются наедине с собой.

В жизни, не связанной со службой, дворяне занимались особой деятельностью, не менее интересной и очень важной. Балы, светские рауты, салонные беседы, частная переписка - все это носило оттенок ритуалов, для участия в которых требовалась выучка. Они обладали умением "обращаться к людям". Это бьло особое искусство.

Большой свет - это театр, где всякий есть в одно время и артист, и зритель. Принятые формы давали широкий простор для самовыражения личности. Человек, отлично владеющий правилами хорошего тона, не тяготился ими, но обретал истинную свободу в отношениях с людьми. Легкость и изящество светского общения - это особый дар.


Главные качества человека - честность, благородство, талант и образованность. Хорошее воспитание придает особый блеск проявлениям ума и сердечности. Детей приучали прежде всего к правилам гигиены: чистить зубы, мыть уши, содержать в образцовом порядке руки и ногти. Не ковырять в носу, ушах, сморкаться только в платок и больше в него не заглядывать. Не кичиться своим платьем, но думать о том, как ты одет, из уважения к обществу. То есть, если человек пренебрежительно относится к своей одежде, этим он выказывает неуважение к другим людям. То же самое и при излишней щеголеватости. Забота о своей наружности сочеталась у аристократов с физической выносливостью и мужеством.

Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто. Особое внимание уделялось украшениям: надевать слишком много драгоценностей считалось дурным тоном. То есть, демонстрация богатства открытая и нарочитая считалась непристойной. Большой свет - это объединение людей, цель которых - нравиться друг другу. Относитесь к другим так, как вам бы хотелось, чтобы люди относились к вам - вот самый верный способ нравиться людям.

Когда к тебе обращаются, должно отвечать приветливо, садиться на дальний край стола, если не пригласят сесть ближе, пить первый тост за здоровье хозяйки дома и лишь потом - за хозяина. Не набрасываться на еду, не быть за столом неряхой. Нельзя откусывать от целого бифштекса или облизывать пальцы, даже если ты кушаешь один. Это должно стать привычкой и выполняться машинально. Нельзя хорошие манеры держать только для праздников. Они должны сопутствовать вам всю жизнь.

Не сидеть, когда другие стоят. Надо, чтобы у тебя при этом бьл непринужденньй вид, а не надутая физиономия. Любой обращенный к тебе вопрос нельзя оставлять без ответа: если ответить невозможно, то нельзя или уйти, или заняться чем-то другим, - ибо этим ты показываешь, что презираешь людей и считаешь ниже своего достоинства их выслушивать, а тем более отвечать. Нельзя занимать лучшее место в комнате, накидываться на понравившееся блюдо, не предложив его отведать другим. Говорить надо не спеша и отчетливо. Самая грубая обида - это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит. Простить эту обиду всего труднее.

duel

При разговоре надо смотреть собеседнику в лицо, не смотреть по сторонам или вперять взор в окно, угол и т.д., играть с собакой, крутить что-либо в руках. Избавиться от привычки воспринимать одного себя центром всего, считая других только принадлежностью. Нельзя искать собственного удовольствия и собственной выгоды, не заботясь о том, чего это стоит для остальных. Надо стараться распознать достоинства и слабости собеседника и воздать должное и тому и другому. Примечай, о чем человек более всего любит говорить (предмет его тщеславия), коснись именно этого - и ты заденешь его за живое.

Примечай маленькие привычки, пристрастия, антипатии, вкусы людей, которых тебе хотелось бы расположить к себе. Постарайся чему-то потакать, от чего-то уберечь, и при этом все надо делать деликатно. Если ты находишься в компании пустой и легкомысленной, то не показывай им негативного отношения своим невниманием.' Если тебе рассказывают уже известную историю, выслушай ее до конца внимательно, доставь удовольствие рассказчику. В разговоре с пожилыми намекай, что ты рассчитываешь у них чему-то научиться. В разговоре с женщиной все шутки и остроты прямо или косвенно должны быть направлены на похвалу собеседнице и не должны быть истолкованы обидно или неприятно для нее. Не вздумай хвалить ничьих пороков, ничьих преступлений. Умей их ненавидеть и отвращать от них людей.

Первое правило хорошего тона: следует вести себя так, чтобы сделать свое общество как можно более приятным для окружающих. Быть приятным в обществе - это единственный способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя. Истинно хорошее воспитание проявляется в отношениях с людьми, стоящими по отношению к тебе гораздо выше по общественному положению или стоящими неизмеримо ниже. Особенная изысканность манер - в том, чтобы и с теми и с другими держаться одинаково. Конечно, очень высокопоставленному лицу необходимо выразить свое почтение. Например, ждать, когда с тобой заговорят, а не начинать говорить первому. Поддерживать начатую беседу, а не выбирать самому тему разговора. Невзначай похвалить кого- нибудь за хорошие качества.

Правила приличия в обращении должны соблюдаться со всеми: и с лакеем, и с нищим на улице, и с прохожим. Не желайте их обидеть. Не унижайте никого, не оскорбляйте. Ибо любое оскорбление унижает вас самих вашим ложным превосходством. Не давайте чувствовать другим их ничтожество, а подчеркивайте во время вашего присутствия чувство вашего и их достоинства. Не выставляйте напоказ слабости и недостатки других, чтобы поразвлечь общество или выказать;свое превосходство. Человек с добрым сердцем больше старается скрыть, чем выставить напоказ чужие слабости и недостатки.

Часто люди гордятся тем, что они в определенных кругах бывают на первом месте, но это крайне глупо и крайне предосудительно. Это заблуждение очень унижает человека. Помни, что презрение людям перенести всего тяжелее. Очень;неохотно его прощают. Люди гораздо легче забывают причиненный им вред, чем обиду. Поэтому пренебрежение и презрение к кому-либо недопустимы.

Воспитанные люди производят на других людей впечатление именно своей привлекательностью и деликатностью. Никогда не проявляйте чванства, будьте в обращении со всеми обходительны и просты, веселы и любезны, щедры и благотворительны, будьте добрым товарищем, приятным собеседником, отличным рассказчиком, всегда готовым на добрые дела. Чванство и высокомерие всегда считалось дурным тоном.

Чувство собственного достоинства заставляет людей вести себя скромно. Старайтесь не говорить о себе, чтобы не напроситься на похвалу. Помни, о твоих качествах люди сами узнают, а словам никто не верит. Люди, которые любят себя с такой нежностью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, а о своих неудовольствиях с таким состраданием, кажутся очень жалкими и смешными. Их эгоизм выступает за них.

Правила:

1. Никогда не старайся казаться умнее или ученее, чем люди, в обществе которых ты находишься. (Не лезь, если не спрашивают.)
2. Говори часто, но недолго. (Если не понравишься, то хоть не утомишь.)
3. Прибегай к рассказам и историям, когда они к месту и кстати.
4. Никогда не бери людей за пуговицу или за руку, чтобы тебя выслушали. (Если тебя не хотят слушать , то лучше придержи язык.)
5. Никогда не напускай на себя таинственности и загадочности. (Это неприятно и подозрительно.)
6. Не доказывай свое мнение громко и с жаром, хоть ты и прав, выскажи его скромно и спокойно. (Это единственный способ убедить.)
7. Не начинай разговор с предисловия. ("Я расскажу вам нечто замечательное, таинственное, необыкновенное" и т.п.) Обычно эти надежды не сбываются, и ты оказываешься в неловком положении.
8. Выражай свои взгляды уверенно, но к чужим относись уважительно. Умей отстаивать свое мнение, но делай это мягко и учтиво, без грубости.


Придворный этикет - это обязанности, которые следует выполнять, и границы, которых нельзя преступать. Человек должен держать себя так, чтобы никто не имел к нему претензий. Тут нет никакой фальши, предательства, все это касается только вежливости и манер ("Ваш покорный слуга").

Недопустимы были ложь и грубость. Если и были грубые выражения, то они были безукоризненно вежливыми. Хорошие манеры - это хранители пристойности и спокойствия общества. Они служат для защиты, и в них не должно быть отравленного коварством оружия.

gimnazistki

Нельзя в разговорах допускать чопорности и ханжества. В высшем свете люди общались между собой очень просто, непринужденно и естественно, без всякой напыщенности и жеманства. Напыщенность и жеманство - это удел низших классов. В высшем свете, наоборот, всегда была свобода и простота движений, безыскусственность манер и стиля. Никто не пользовался в речах поговорками и пословицами, считая это дурным тоном. Дворяне везде были без наигрыша, поэтому они везде были естественны: и в салоне, и на базаре, с крестьянами, рабочими, дворовыми и т. д.

Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми в семейном кругу. Семьи были большие, не принято было ограничивать число детей (дети от 20 до 2 лет). Было много родни: дяди, тети, двоюродные, троюродные братья и сестры и т д. Все родственники активно вмешивались в воспитание детей. Представлений, что это прерогатива отца и матери, у них не было. Воспитание предоставляли наставникам и наставницам, а сами следили лишь за общим ходом его. Дети с родителями держались почтительно, не смели говорить "ты" никому и чувствовали, что они созданы для родителей, а родители для них. Не так как сейчас, дети - владыки в доме, а родители - подчиненные и слуги. Детям - всю роскошь жизни, а родителям - один труд и заботы.



Все в доме учат детей по своему усмотрению и по мере желания. Но дети обязаны и вынуждены подчиняться жестким правилам поведения, которым сознательно или бессознательно учат все понемногу. Послушание родителям, почитание старших были основополагающими, и, отсюда, авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Дети были заняты с утра до вечера. Строгий режим. Один учитель сменял другого, в перерывах умственная работа сменялась физкультурой, фехтованием, танцами, катанием на коньках, на лыжах с гор. Для наказания применялись розги, лестница обычных наказаний составляла: без сладкого, без гуляния, постановка в угол, на колени на горох, устранение от общих игр и т. п. Все равно детям жилось легко и весело.

Принцип отношений в дворянских семьях: вместо того, чтобы навязывать детям свою любовь, родители старались сделать так, чтобы дети заслужили ее. Хорошее воспитание призвано упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Улучшает воспитание общество светских дам, там можно отшлифовать свои манеры - и привыкнешь быть предупредительным и учтивым, держаться осторожно, вежливо, искать изящества, приобретать правильные привычки. Упрочается самоуважение и уважение к женщине. Надо
уметь все делать непринужденно, изящно. Это, в основном, для всех невоспитанных людей и является камнем преткновения, и они на людях делаются или скованными, или развязными.

Естественность и непринужденность была результатом усердных тренировок, целенаправленного воспитания дворянских детей, внушения им определенных этических норм. Преодоление ложного стыда давало им то, что всегда они были доброжелательными и любезными, оказывали окружающим знаки внимания и говорили всем только приятное, стыдились быть невежами.




Танцам обучали всех, это был один из обязательных элементов воспитания. Бал - это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо. Это был ритуал, определяющий стиль общения и манеру разговора. Обучали и искусству флирта, изящным движениям плеч, умению подать руку, красиво надевать шляпку, иметь привлекательный вид, красиво сидеть, стоять, ходить. Вместе с выправкой тела выправляется и душа. Побеждается стеснительность, робость и неверие в собственные силы. Приобретается «кураж» - храбрость с оттенком дерзости.

Вульгарный человек - тот, который придирчив и ревнив, выходит из себя по пустякам, которым придает слишком много значения. Ему всегда кажется, что над ним смеются, что он в центре внимания, что все говорят о нем, пренебрегают им. Он любит говорить о своих домашних делах и соседях. Он всегда говорит об этом с пафосом, как о чем-то важном, у него всегда есть какое-либо словечко, которое он употребляет на каждом шагу. via

                                            Убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи.


За наводку, спасибо Виктории Славянке

Tags: этикет
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments