Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Горько, товарищи!

Те несколько недель, которые начинаются вскоре после новогодних праздников и продолжаются до Масленицы, издавна носили на Руси название «свадебных». В это время из дома в дом всегда ходили сваты и проводились свадьбы, которые специально «подгадывались» под Красную горку.

image

Старинные свадебные порядки на Руси порой очень сильно отличались от сегодняшних. Многие наши современники подчас и не сориентировались бы в том, как надо было вести себя на такой церемонии 400-500 лет назад. Вот перед нами заимствованное у Н.М.Карамзина («История Государства Российского») описание свадьбы великого московского князя Василия III (1479-1533) – будущего отца Ивана Грозного.


image

В княжеских хоромах наряжены были два места, покрытые бархатом, украшенные сорока соболями. На них размещались жених и невеста. Рядом поставлен был стол, покрытый скатертью, а на нем – калачи и соль (считавшаяся тогда немалой ценностью). Невеста шла из своих хором в среднюю палату с женой тысяцкого, двумя свахами и боярынями, за ними – дети боярские. Следом несли две свечи и каравай, на котором лежали деньги. Когда княжна Елена заняла свое место, рядом с ней – на место великого князя - посадили ее младшую сестру; все провожатые также сели по своим местам.

Жениху послали сказать, что все готово. Однако прежде него явился его брат Юрий Иванович, чтоб правильно рассадить бояр и детей боярских. И только после этого Юрий послал сказать жениху: «Время тебе, государю, идти к своему делу». Великий князь, войдя в палату со свитою, поклонился иконам, свел со своего места невестину сестру, сел на него и велел священнику говорить молитву. При этом жена тысяцкого, став позади новобрачных, стала обоим им причесывать волосы. В это время богоявленскими свечами зажгли свечи жениха и невесты, положили на них обручи и обернули соболями.

image

Надев на голову невесте покров, жена тысяцкого принималась осыпать жениха и невесту хмелем, а потом соболями опахивать. Ближайший друг великого князя в это время резал перепечу и сыры, ставил на блюдах перед новобрачными, и рассылал угощенье гостям.

Посидев немного за столом, жених и невеста отправились в Успенский собор венчаться. А свечи и караваи всю дорогу несли перед санями. Когда митрополит, совершавший венчание, подал молодым вино, то великий князь выпив его бросил «сткляницу» о землю и растоптал ногой.

Возвратившись из Успенского собора, великий князь ездил по монастырям и церквям, после чего сел за стол. Перед новобрачными поставили печеную курицу. А когда те направились в спальню, жена тысяцкого, надев на себя две шубы (одну, как положено, а другую – навыворот), осыпала их хмелем и кормила той самой курицей.

image

На другой день после бани новобрачных кормили у постели кашей. Вообще, каша – это основной претендент на роль русского национального кушанья. Каши делали и с добавлением экзотичных для этого блюда сегодня продуктов – ветчины, селедки и т.п. Впрочем, что это за «селедочная каша», упоминаниемая в древних летописях, - бог весть.

Только не надо нам говорить: «Ну, как же, бог весть? Ведь общеизвестно, что каша – это древнейшее русское блюдо. Ведь еще летопись 1239 года сообщает как Александр Невский «в Торопце ту кашу чинил, а в Новгороде - другую». Да и сам В.В.Похлебкин об этом пишет: «В X-XIV веках каши приобрели значение массового ритуального блюда, которыми начиналось и завершалось любое крупное мероприятие - княжеская свадьба и т.п.». Вот о свадебной каше и поговорим. Только о событиях несколько более древних, чем описаны в начале у Карамзина.

Есть тут некоторая тонкость, которую хотелось бы сразу объяснить. Действительно, в ранних русских летописях имеются упоминания о тех или иных продуктах, или, скажем точнее, присутствуют слова, напоминающие сегодняшнему читателю названия блюд. А вы уверены, что переписанные не один десяток раз с перерывами в сотни лет эти документы несут первоначальный смысл? О каше (блюде) ли вообще идет речь или же о «массовом мероприятии» с учетом того, что в русском языке есть слова «однокашники», раньше употреблялось выражение «мы с ним одной каше» (т.е. компании, артели). Очень жаль, но в данном случае лингвистические предположения в значительной степени выдаются за якобы исторические факты. Ну, вот смотрите сами.

image

Что это за исходный документ, откуда взята цитата про кашу, и все ли с ним ясно и однозначно? На самом деле, это «Повесть о житии Александра Невского» - литературное произведение XIII века.Среди прочего в нем рассказывается и о состоявшейся в 1239 году в Торопце (где, собственно, и «чинили» ту самую кашу) свадьбе новгородского князя Александра Невского с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава.

А теперь задумайтесь над тем, что там была за каша в исходном тексте, если сама «Повесть» дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. «История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным… На протяжении нескольких веков первая редакция неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи». Это мы не к тому, что «свадебных» каш в XIII веке в Новгороде не было. Да, конечно, были! Только рассуждать «со знанием дела» из чего там они готовились и как елись – дело неблагодарное.

image

Но обратимся снова к «Домострою». По существу, это произведение во многом - лишь «сборник полезных советов». Некоторые исследователи полагают, что речь идет о некоем идеальном построении быта и домашнего хозяйства, представлявшимся автору. «Вот так вот жить надо, а вы… Эх!», - казалось, хочет сказать он своим современникам.

А чтобы немножко вернуть на землю читателя, приведем и еще одну цитату из него. Когда «Домострой» предписывает мужу наказывать свою жену «вежливо, плетью, наедине», а не перед людьми, и «не бить ее за всякую вину по уху, по видению, под сердце кулаком, пинком, посохом железным», в общем, понимаешь, что действительно с царящими в русском обществе нравами надо было что-то делать. А прекрасные свадебные обычаи не всегда предшествовали счастливой семейной жизни.

Оригинал взят у p_syutkin

Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments