Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

ЛЮБО - ТАК К ВЕНЦУ, НЕ ЛЮБО - К ОТЦУ



Зимний мясоед (время от одного поста до другого) – горячая пора свадеб. "Не женат - не человек" - так на Руси относились к холостым. Избежать брака можно было только в случае ухода в монастырь или тяжелого заболевания. Остальные должны были обзавестись хозяйкой и произвести потомство.

Вплоть до ХХ века молодые не выбирали себе пару. Родители молодого человека звали сваху, которая за известное вознаграждение подбирала для него подходящую партию: и ровню по рождению, и не бесприданницу, и не ленивую. (Любить - хоть не любила б, да почаще б взглядывала.) Если кандидатура утверждалась на семейном совете, к родителям девушки направлялись сваты.


В случае царской свадьбы проводился целый конкурс красоты. Все благородные отцы взрослых дочерей обязаны были привезти своих красавиц в Кремль на смотрины. Там девушки демонстрировали кротость и смирение – две главные добродетели жены, хотя ум тоже не бывал лишним. Если царь вручал девушке платок, она становилась его невестой, и до самой свадьбы они уже не виделись.

ti4dx2a9nxu

Каждый этап свадебного чина, будь то царского или крестьянского, сопровождался множеством ритуальных действий, которые должны были обеспечить невмешательство злых духов в столь ответственное дело. Так, сваты шли выполнять свою работу только в сумерках, когда большинство жителей сидит по домам и меньше вероятность встретить свидетеля. Шли, естественно, не просто так, а подготовленные – мать жениха хорошенько угощала их перед этим (однако, без излишеств) и благословляла иконой.

В доме у девушки сваты начинали плести рассказы про цветочек и садовника, про олениху и охотника, про товар и купца – в общем, подготавливали ее родителей и давали им время обдумать ответ до того, как вопрос будет задан напрямую. Ежели жених не нравился, семья отговаривалась тем, что невеста еще молода. В таком случае сваты обязывались никому не рассказывать о провале. В случае же согласия переходили к хозяйственной стороне вопроса: обсуждали и осматривали движимое и недвижимое имущество с обеих сторон. Этот этап назывался смотрины. В отличие от царских, здесь рассматривался вопрос, где и на какие средства будут жить молодые. Иногда семья жениха пускалась на обман и брала у соседей на время коня или что-то из дорогой утвари, лишь бы союз состоялся.

ti4dx2a9nxu

Затем шло обручение, после которого уже невозможно было отказаться от брака без значительных финансовых потерь, поскольку это считалось бесчестьем и могло навлечь беды на весь род. Молодые люди получали статус жениха и невесты, о чем говорили детали их костюма. Традиционно это кольца, но могли быть и ленты, цветы и т.п.

Перед свадьбой девушке полагался девичник. Она прощалась со своей свободой, играми и посиделками. Ее вели в баню - символ очищения от прежнего. Подруги пели песни, а невеста причитала и плакала, будто умирала. Так оно и было – жизнь девушки заканчивалась, начиналась жизнь замужней женщины. В церковь невесту вели под руки будто неживую; обратно она шла уже сама.

ti4dx2a9nxu

Для царя женитьба была вторым важным событием после венчания на царство (если он не женился, будучи еще царевичем). Она отмечала его зрелость, самостоятельность и ответственность перед государством за продолжение рода и передачу власти преемнику. Как это нередко бывало в русской истории, малолетний царь избавлялся от опеки регентов после создания собственной семьи.

Естественно, здесь вспоминается Петр I и его брак с Евдокией Лопухиной, освободивший его от регентства сестры Софьи. Их венчали по традиционному свадебному чину, сложившемуся в XV веке. В первой серии фильма "Юность Петра" показаны сборы невесты к венцу, венчание в соборе, свадебный пир, где молодые не притрагивались к еде, и проводы молодых в опочивальню. Это довольно точная иллюстрация старинного обряда. Мало того, что невесту вели под руки как неживую, к тому же ее накрывали фатой, то есть платком, который скрывал ее лицо и голову. Так делали потому, что девушка, по древним религиозным представлениям, находилась между мирами: она уже не была девицей, но еще не стала женой. Она была будто мертвец, которому предстояло воскреснуть в новом качестве. На пиру она, а часто и ее жених тоже ничего не ели, потому что были еще "мертвы".

Опочивальня готовилась особым образом. Ложе получалось высоким из-за уложенных под перины и ковры снопов пшеницы (символ плодородия), а также гор одеял и покрывал. Завершала это меховая шуба, которая служила главным оберегом. По углам были также развешены шкуры животных. Молодые ужинали тем, что им собрали со свадебного стола, и отходили ко сну. Так начиналась их семейная жизнь.

Екатерина Дупленская


Tags: Преданья старины
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments