?

Previous Entry | Next Entry

В конце 1973 года вышел первый том «Архипелага ГУЛАГ». Страшная правда этой книги оказалась едва ли не страшнее атомной бомбы. Вопрос только, насколько в «Архипелаге» был высок процент правды.



Жертвы репрессий

Основные претензии, конечно, к завышенным цифрам репрессированных – точной цифры в «Архипелаге» Солженицын не приводит, но везде пишет про многие миллионы. В 41-м, на момент начала войны, как пишет Солженицын, у нас были 15-миллионные лагеря. Точной статистики Солженицын не имел, поэтому цифры брал с потолка, на основе устных свидетельств.



По последним данным за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления всего с 1921 по 1954 было осуждено около 4 миллионов человек. А на момент смерти Сталина в лагерях находилось – 2,5 миллиона человек, из них около 27% политических. Цифры и без приписок огромные, но подобная неряшливость в цифрах, конечно, снижает достоверность произведения и дает основания неосталинистам утверждать, что репрессий и вовсе не было, а посадки были по делу.



Беломорканал

А вот статистика Солженицына о жертвах Беломорканала: «Говорят, что в первую зиму, с 1931 на 1932 г., сто тысяч и вымерло – столько, сколько постоянно было на канале. Отчего ж не поверить? Скорей даже эта цифра преуменьшенная: в сходных условиях в лагерях военных лет смертность один процент в день была заурядна, известна всем. Так что на Беломоре сто тысяч могло вымереть за три месяца с небольшим. А еще было одно лето. И еще одна зима». Утверждение основано опять же на слухах. Внутреннее противоречие заметно сразу – если все вымерли, то кто же тогда построил канал? Но и эту цифру Солженицын называет преуменьшенной, что уже вне всякой логики.



Посадили четверть Ленинграда

Также Солженицын утверждает, что во времена массовых посадок в Ленинграде «сажали четверть города». И дальше разжевывает мысль: «Считается, что четверть Ленинграда была расчищена в 1934-35-м. Эту оценку пусть опровергнет тот, кто владеет точной цифрой и даст ее». Солженицынская статистика опровергается очень легко. В 1935 г. население Ленинграда составляло 2,7 млн человек. Репрессиям подвергались в основном мужчины, в 30-е годы женщины составляли не более 7% от общего количества репрессированных, в 40-е, правда, количество репрессированных женщин стало больше от 10 до 20%. Если допустить, что в Ленинграде репрессировали четверть города, то получится - 700 тысяч. Из них мужчины должны были составлять около 650 тысяч (93%), то есть половину от общего количества мужского населения города (не более 1,3 млн). Если вычесть от оставшейся половины детей и стариков (400 тыс. - 30% от общего числа), получим, что в Ленинграде осталось около 250 тысяч трудоспособных мужчин.



Подсчеты, конечно, грубые, но солженицынские цифры явно завышены. Спрашивается, кто же тогда работал на ленинградских заводах, кто в 1941-42 отражал натиск гитлеровцев на блокадный город, ведь только в народное ополчение уже к 6 июля 1941-го записалось 96 тыс. человек?



Пропавший лагерь

Смертность в лагерях по Солженицыну была огромной: «Осенью 1941-го Печорлаг (железнодорожный) имел списочный состав – 50 тысяч, весной 1942 – 10 тысяч. За это время никуда не отправлялось ни одного этапа – куда же ушли сорок тысяч? Узнал эти цифры случайно от зэка, имевшего к ним в то время доступ».



Здесь опять возникают вопросы: откуда у зэка доступ к списочному составу? Исчезновение же 40 тыс. объяснимо – заключенные Печорлага строили железную дорогу Печора – Воркута, строительство завершилось в декабре 1941-го, а строители были зачислены в Воркутлаг. Да, смертность в лагерях была большой, но не столько, как пишет об этом Солженицын.



Анонимность

Большая часть свидетельств Солженицына основана на анонимных фактах. В первом издании имена 227 авторов, рассказами, мемуарами и свидетельствами которых он воспользовался, Солженицын по понятным причинам не называл. Впоследствии список появился, но не все рассказчики были довольны «Архипелагом». Так, одним из источников Солженицына были устные рассказы Варлама Шаламова. Сам Шаламов впоследствии Солженицына на дух не переносил и даже записал в своих записных книжках: «Запрещаю писателю Солженицыну и всем, имеющим с ним одни мысли, знакомиться с моим архивом».



Из университета – в дворяне

Есть и мелкие недочеты в романе: «Брали дворян по сословному признаку. Брали дворянские семьи. Наконец, не очень разобравшись, брали и личных дворян, т.е. попросту – окончивших когда-то университет. А уж взят – пути назад нет, сделанного не воротишь». То есть по Солженицыну дворянство давали по окончании университета, но против фактов не попрешь – личное дворянство на гражданской службе давали только по достижении IX класса Табели о рангах (титулярный советник). А чтобы получить IX или VIII класс по окончании университета нужно было поступить на гражданскую службу по 1-му разряду, то есть происходить из дворян. По 2-му разряду шли дети личных дворян, духовенства и купцов 1-й гильдии. Прочие шли по 3-му разряду и о IX классе, дающем право на личное дворянство, по окончании университета могли только мечтать. Да и дворянам получить сразу IX класс не всегда удавалось, Пушкин, например, из Лицея вышел коллежским секретарем (Х класс), а титулярным советником стал только 15 лет спустя.



Атомная бомба

Большие вопросы вызывает и сцена, произошедшая якобы на пересылке в Омске: «Когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок, мы кричали надзирателям из глубины: «Подождите, гады! Будет на вас Трумэн! Бросят вам атомную бомбу на голову!» И надзиратели трусливо молчали… И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами». Во-первых, за призывы скинуть атомную бомбу на СССР можно было получить надбавку, а заключенные вовсе не дураки, чтобы кричать об этом сотрудникам системы. Во-вторых, об атомном проекте в СССР знали мало, информация об этом засекречивалась – сложно представить простых заключенных, которые бы знали не только об атомном проекте, но и о планах Трумэна.









promo otevalm august 1, 2017 10:00 48
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…

Comments

( 84 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
milisen
Oct. 2nd, 2016 07:18 pm (UTC)
А вы сами Архипелаг Гулаг читали?
otevalm
Oct. 2nd, 2016 07:20 pm (UTC)
Конечно, еще в институте.
(no subject) - mamlas - Oct. 2nd, 2016 07:29 pm (UTC) - Expand
alex_moskalenko
Oct. 2nd, 2016 07:26 pm (UTC)
"Точной статистики Солженицын не имел, поэтому цифры брал с потолка, на основе устных свидетельств" - а кто бы ему точную статистику дал? Солженицын и не скрывал, что "Архипелаг" - субъективная книга основанная на письмах выживших з/к.
А ГБ-шной статистике доверять... Это всё равно как серийный убийца напишет на бумажке - я только двадцать копеек украл. И судья ему тут же поверит - документ же.
martinn
Oct. 2nd, 2016 08:47 pm (UTC)
Чьей статистике вы поверите?
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 04:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - ka_agaev - Oct. 3rd, 2016 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - martinn - Oct. 3rd, 2016 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - tempus_curat - Oct. 3rd, 2016 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - martinn - Oct. 4th, 2016 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - aaz1z - Oct. 2nd, 2016 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wwlad - Oct. 2nd, 2016 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - pennkoff - Oct. 3rd, 2016 11:43 am (UTC) - Expand
mamlas
Oct. 2nd, 2016 07:31 pm (UTC)
На опровержении маниакальной лжи солженицына можно докторские диссертации защищать на века вперёд - столько там неправды и личной предвзятости по два раза на каждую букву.

А тому, кто там найдёт слово правды, можно давать сразу все отечественные и мировые премии разом!
***
Вообще, интересный формат статьи, ещё не встречал такой - "Главные ляпы лжецов". Кратко и методологично.
otevalm
Oct. 2nd, 2016 07:34 pm (UTC)
Полностью согласна с Вами.
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamlas - Oct. 3rd, 2016 09:49 am (UTC) - Expand
d_vale
Oct. 2nd, 2016 07:34 pm (UTC)
Я нахожу кощунством, глумление над памятью убиенных людей. Зачем вы это делаете? Вы наверное пытаетесь оправдаться за ваших родственников занимающихся уничтожением этих людей. Но кто, лично вас, в этом обвиняет?
cheremsha
Oct. 2nd, 2016 07:39 pm (UTC)
Где Вы видите глумление над памятью?
(no subject) - d_vale - Oct. 2nd, 2016 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otevalm - Oct. 2nd, 2016 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 2nd, 2016 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - martinn - Oct. 2nd, 2016 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wwlad - Oct. 2nd, 2016 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - tempus_curat - Oct. 3rd, 2016 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tempus_curat - Oct. 3rd, 2016 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tempus_curat - Oct. 3rd, 2016 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tempus_curat - Oct. 3rd, 2016 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tempus_curat - Oct. 3rd, 2016 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 31st, 2016 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - pennkoff - Oct. 3rd, 2016 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 2nd, 2016 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 2nd, 2016 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - martinn - Oct. 2nd, 2016 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 2nd, 2016 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aaz1z - Oct. 2nd, 2016 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 04:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - aaz1z - Oct. 3rd, 2016 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wwlad - Oct. 2nd, 2016 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - d_vale - Oct. 3rd, 2016 10:56 am (UTC) - Expand
pmpm
Oct. 2nd, 2016 07:40 pm (UTC)
Там вся книга сплошной ляп.
alex_moskalenko
Oct. 3rd, 2016 10:04 am (UTC)
А поконкретнее? Иначе - демагогия.
parallel_real
Oct. 2nd, 2016 07:41 pm (UTC)
Самые большие вопросы вызывает факт что Солженицын никогда не был ни в Магадане ни на Колыме. Сидел в шараге как на курорте библиотекарем. Хотя все его рассказы были о Колыме. Не зря его проклял Шаламов.
52vadim
Oct. 2nd, 2016 08:02 pm (UTC)
...не был ни в Магадане ни на Колыме. ...

Да.

(no subject) - wwlad - Oct. 2nd, 2016 10:47 pm (UTC) - Expand
sen_sey15
Oct. 2nd, 2016 07:41 pm (UTC)
ЦРУшный наймит.
parallel_real
Oct. 2nd, 2016 07:51 pm (UTC)
Еще многим стоит знать что "Архипелаг.." писался уже за границей в США по пристальным присмотром соседа полковника разведки.
otevalm
Oct. 2nd, 2016 07:52 pm (UTC)
Именно так!
(no subject) - wwlad - Oct. 2nd, 2016 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 04:21 am (UTC) - Expand
milisen
Oct. 2nd, 2016 07:53 pm (UTC)
Мерзкий пост. Удаляюсь из друзей.
52vadim
Oct. 2nd, 2016 08:08 pm (UTC)
Мерзкий пост

А послевкусие...Мерзкое послевкусие.
mashari0
Oct. 2nd, 2016 08:13 pm (UTC)
Архипелаг Гулаг
о каких неточностях можно писать... Важна страшная правда - люди за колючей проволокой, и нет этой фотографии страшнее,ошибся в количестве, мне это ничуть не умоляет ценность книги, хотя это для меня
не было как автор пишет - разорвавшейся бомбой, у нас в семье были репрессированные,... Может по этому мне этот пост не понравился!
san_diegan
Oct. 2nd, 2016 08:35 pm (UTC)
Re: Архипелаг Гулаг
К явной современной тенденции по отмыванию дел людоеда и остальных преступников.
pe_z_de_c
Oct. 2nd, 2016 08:24 pm (UTC)
Грамотный пост. Вписываюсь в друзья.
tanyamarch
Oct. 2nd, 2016 08:38 pm (UTC)
Солженицын нигде не утверждает в книге, что владеет точными цифрами, поэтому пытается приблизиться к истине логическим путём. Его цифры ближе к правде, чем Ваши рассуждения. Логика у Вас хромает, смотрите: например, Вы пишете "за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления всего с 1921 по 1954 было осуждено около 4 миллионов человек. А на момент смерти Сталина в лагерях находилось – 2,5 миллиона человек, из них около 27% политических" - но это же чистой воды "В огороде бузина, а в Киеве дядька"! А сколько, кроме 4 млн., было осуждено людей, условно говоря, "за колоски"? То есть многие шли как обычные уголовники, Вы их посчитали? И к чему Вами приводится цифра заключённых на момент смерти Сталина, что она доказывает? Если смертность зашкаливала, то ежегодно состав мог обновляться да хоть на 100 процентов - каждый год фигурировала бы цифра "всего 2,5 млн.", но жертв-то было в разы больше!
Про Ленинград. В своих подсчётах Вы как-то совсем "позабыли", что на место репрессированных завозились, заселялись пришлые люди. Почитайте воспоминания блокадников - многие были родом из деревень, многие приехали в Питер в 30-х, имели корни за пределами города. Поэтому Ваши рассуждения наивны, мягко говоря. Как-то несерьёзно Вы к теме отнеслись.
aaz1z
Oct. 2nd, 2016 09:46 pm (UTC)
Статья за колоски - 58 часть "расхищение социалистической собственности" номер с ходу не вспомню - так что они посчитаны. Вы хоть разберитесь в том, о чем пишете. Примерно то же самое можно сказать о каждом вашем возражении. Берете статью, берете списки - у Мемориала опубликованы, читаете, сравниваете и... - получаете ровно то же цифры. Не заметили, что они на эту тему вопить перестали? Посчитали, болезные, и поняли кто здесь дурак.
(no subject) - alex_moskalenko - Oct. 3rd, 2016 04:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - pennkoff - Oct. 3rd, 2016 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - aaz1z - Oct. 3rd, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanyamarch - Oct. 3rd, 2016 04:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - aaz1z - Oct. 3rd, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
nick_sanych
Oct. 2nd, 2016 11:01 pm (UTC)
sergofan_prok
Oct. 2nd, 2016 11:53 pm (UTC)
Хорошо вам сейчас пиздеть
В эпоху интернета и множества иностранных источников информации, когда любые полученные данные можно перепроверить разными способами.
А каково было Солженицыну, писавшему "Архипелаг ГУЛАГ" в эпоху тотальной засекреченности и самой разнузданной пропаганды.
Мелкие придирки к огромному документальному произведению не отменяет главной его сущности - разоблачению сталинских репрессий.
alex_moskalenko
Oct. 3rd, 2016 04:14 am (UTC)
Re: Хорошо вам сейчас пиздеть
Согласен во всём, кроме Вашего заголовка.
alex_moskalenko
Oct. 3rd, 2016 04:31 am (UTC)
Пост составлен по глупости? Недомыслию? Или с целью замазать сталинские преступления?

Мне не нужен такой френд.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 84 comments — Leave a comment )

Profile

Юбилей 2011 г.
otevalm
Людмила

Latest Month

February 2023
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags


Яндекс.Метрика







Дизайн журнала: - от harmful_viki


Comments

Powered by LiveJournal.com