Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Михаил Булгаков. История с Патриарших прудов

Литературный классик в 1936 году взялся за учебник истории для советских школьников

- Вы историк? - с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.
- Я - историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу:
- Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!

Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита"

stalin_3

ЭТОТ эпизод из жизни Булгакова кажется фантастическим. Школьным учителем он никогда не был и не собирался быть. Медиком - был. Журналистом - был. И театральным деятелем - от нужды чуть не реквизитором - тоже был. По решению Сталина, не желавшего отпускать крамольного автора в эмиграцию.

Но автором школьного учебника?!

Однако решился. В 1936 году, когда прочел в газете "Правда" статью о том, что в ЦК партии принято Постановление "О преподавании гражданской истории в школах СССР". Постановление это уже два года обсуждалось в узких кругах, но обнародовано было только теперь - с цифрой: 100 000 (сто тысяч) рублей, обещанных победителю конкурса.


По свидетельству жены Булгакова Елены Сергеевны, польстился он именно на эти сто тысяч. И решил поучаствовать в конкурсе.

Обложился книгами педагогов-историков и стал набрасывать тезисы, надеясь успеть...

СУТЬ поворота 30-х годов ясно видна из текста Постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б):

"Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами".

Главная социологическая схема уже протоптана вдоль и поперек последователями академика Покровского и нацелена на радикальный социологизм. Мировая революция куда интересней хаоса исторических фактов и концепций, переворачивающихся так и эдак в зависимости от усилий историков (еще не репрессированных).

Но забрезжила на горизонте очередная мировая война. В ее пекле должны были прожариться не только всемирные концепции, но судьбы конкретных народов. Сталин это предчувствовал, как и его тогдашние сподвижники (Бухарин и Жданов участвовали в обсуждении конкурсных проектов). Это был важнейший поворот исторического Смысла.

Чувствовал ли Булгаков смысл этого поворота?

Несомненно! Его всегда интересовали не абстрактные символы, а конкретные судьбы людей. Что же до символов, то отношение к ним чувствуется в письме Булгакова в Правительство (написано в 1930 году):

"Черные и мистические краски (я - мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции... к истории это имеет прямое отношение!".

Великая Эволюция тут аккуратно вытесняет Великую Революцию (под гоголевской "шинелью" которой Булгаков вынужден мыслить и писать).

Но вот открывается возможность иного исторического мышления, этим Булгаков спешит воспользоваться... и не успевает. Проблематика новая, времени катастрофически не хватает...

И все-таки кое-что Мастер успел. Остались наброски в письменном столе. Там они и пролежали несколько десятилетий - до литературной реабилитации Булгакова и взрыва его всенародной славы в 1991 году.

stalin_3
Андрей Харшак. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". 1988 г.

ВОТ КАРТИНКА из послепетровской эпохи:

"Правительницей стала при малолетнем Иоанне Анна Леопольдовна. Она обнаружила не только полную неспособность к управлению, но и нежелание заниматься государственными делами. Она предпочитала проводить все время за карточной игрой. Короткое время правления Анны Леопольдовны стало временем интриг, борьбы за власть у трона, попыток вельмож свалить ставшего первым в империи Миниха".

Никакого преклонения перед "первым"! Спокойная трезвость в оценке власть имущих. Упор на реальную борьбу участников исторической драмы - сквозь морок их нескончаемых интриг.

Еще эпизод из булгаковских набросков - 1812 год. При всем признании наполеоновских "законов", принесших германским землям "революционные реформы", - Отечественная война диктует другой Смысл событий:

"Извергла из своих пределов Россия великого завоевателя Наполеона, действуя при безмерной храбрости солдат и при безграничной смелости и самопожертвовании крестьян-партизан, инстинктивно гнавших иноземцев со своей земли, где они терпели тяжкие страдания. Но это была их земля".

Понятно? Не от правителей зависит ход исторических событий, а от тех крестьян-партизан, чьим трудовым потом полита эта земля.

Опора Булгакова - на землю, на почву, на базисный уровень бытия.

И еще один аспект важен в Постановлении 1934 года: там указывается, что в курсе истории СССР должна быть прослежена генеалогия союзных республик. Не абстрактно-пробойный "советский народ", а конкретные составные его части - этносы.

В душе Булгакова живет интерес к двум из них, веками шедшим об руку с русскими. Это украинцы и это грузины.

УРОЖЕНЕЦ Киева, Булгаков пронес интерес к судьбе украинцев через всю свою жизнь. С пронзительным предвидением тех проблем, которые получила Россия с присоединением Украины. Это читается сегодня с неостывающей болью:

"При Екатерине правители стали опасаться, что украинцы могут взбунтоваться, и решили сделать им некоторые "удовольства и приласкания". С этою целью были уменьшены подати на Украине, решено было разрешить выбрать гетмана, а в суды ввести только украинцев".

Правители делают свое дело, а народы решают. Не по логике "приласкания", а по реальному соотношению сил. По правде-истине пополам с правдой-справедливостью.

Они и теперь определяют всё.

Что же до Грузии, то это - конечная, финальная, предсмертная булгаковская работа - пьеса "Батум".

Возможно, этой пьесой он надеялся решить зашедшие в тупик проблемы своей каждодневной жизни. Если "Батум" понравится вождю народов...

Сталин изображен в ранних эпизодах своей революционной биографии и изображен сочувственно-сентиментально. Защищает женщину, арестованную полицейскими, от их грубостей. Замерзнув, греется у печки...

Не помогло. Вождь по мере укрепления своей "мистической роли" все меньше нуждается в "приласканиях" и уже совсем не терпит прикосновений к своей необъяснимой биографии.

"Батум" не увидел ни света рампы, ни печатного станка.

Что может спасти художника в условиях липкого диктата власти? Творческий дух. Любовь. И, наконец, Христос, воскрешенный в разгар атеистического безумия в романе "Мастер и Маргарита".

Роман этот читают сегодня любознательные школьники. Усваивают на всю жизнь. И откликаются на историю гения с Патриарших.



Tags: Булгаков
Subscribe

promo otevalm август 1, 2017 10:00 48
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments