Внезапная любовь не щадит никого и настигает даже революционных политических деятелей. Это подтверждает история брака наркома просвещения Советской России Анатолия Луначарского и актрисы Натальи Розенель.
Страх и страсть
Анатолий Васильевич Луначарский, народный комиссар просвещения с 1917 по 1929 год, многим представляется эдаким безупречно чистым интеллигентом дореволюционного образца, примкнувшим к советской власти. Кажется, что рядом с ним должна была быть такая же серьезная спутница - типа Надежды Крупской. Но в том-то и дело, что среди интеллигентов дореволюционного образца популярностью пользовались молодые актрисы, а не серьезные интеллектуалки-ровесницы. Так, Горький ушел от своей жены Екатерины к красавице-актрисе Марии Андреевой. Чехов до 40 лет не мог выбрать себе постоянную спутницу среди роя вившихся вокруг него красавиц. В конце концов он остановил выбор на артистке Ольге Книппер. Вот и Анатолий Луначарский расстался с женой Анной Малиновской, с которой прожил 20 лет, чтобы связать дальнейшую жизнь с актрисой Натальей Розенель - женщиной, которая была его моложе на четверть века.
Дважды внебрачный
Да, Луначарский был типичным русским интеллигентом, ушедшим в революцию. Не последнюю роль в его марксистском выборе сыграл тот факт, что он был внебрачным сыном статского советника Антонова. На его матери Антонов, бывший старше ее на 13 лет, так и не женился. Отчим Анатолия Васильевича тоже был незаконным ребенком развратного дворянина Чарналуского от простой крестьянки. Этот повеса давал внебрачным детям свою фамилию - только с переставленными слогами.
Так что «дважды внебрачный» Луначарский с детства ощущал двойственность своего происхождения. Это его нервировало. Большевики, говорившие о равенстве людей, определенно привлекали юношу.
Поэтому Анатолию Луначарскому, образованному и эрудированному человеку, учившемуся в Цюрихском университете, с большевиками было по пути. Он примкнул к ним еще в 1903 году.
В 1902-м 27-летний будущий нарком женился на 19-летней Анне Малиновской. Луначарскому всегда нравились женщины заметно моложе его. Но тогда - еще не столь заметно... В личной жизни Луначарского раздирали противоречия. С одной стороны, ему нравились актрисы, певицы и танцовщицы. С другой - хотелось видеть рядом интеллектуалку и женщину его круга. Анна интеллектуалкой и женщиной его круга, безусловно, была. А вот служительницей Мельпомены - вовсе нет.
На рубеже XIX и XX веков умами и сердцами интеллигентов владел театр. МХАТ стал настоящей Меккой для культурной публики. Драматурги соревновались в литературном мастерстве. На этом поприще пробовал себя и Анатолий Луначарский. Активная общественная и политическая деятельность не мешала его обширным творческим занятиям: кроме прозы, он писал еще и стихи.
Когда Ленин вскоре после революции 1917 года всерьез заговорил о закрытии театров, Луначарский встал на дыбы. В то время театральные студии возникали на каждом шагу. Театр стал главной отдушиной и развлечением для молодежи. Ильича, правда, больше всего раздражал Большой театр - своей буржуазностью. Его-то вождь пролетариата и хотел уничтожить в первую очередь. Анатолий Васильевич Большой отстоял - как, впрочем, и всю театральную жизнь столиц.
Луначарский не представлял своей жизни без театра. Он во многом жил именно событиями театральной жизни. Более того, ему были известны не только новые постановки. Нарком интересовался и закулисной частью «драматической» реальности.
Союз бездарностей?
От глаз Анатолия Васильевича не укрылось прибытие в Москву из Киева юной актрисы Натальи Розенель. Неизвестно точно, где и как познакомились в 1922 году Луначарский, которому исполнилось уже 47 лет, и 22-летняя Наталья. Но в принципе нетрудно догадаться: пьесы наркома тогда шли по всей Москве. Анатолий Васильевич был вхож везде.
Надо сказать, что от опусов наркома литературная критика не оставляла камня на камне. Тогда еще была свобода слова, и рецензенты смело ругали «шедевры», вышедшие из-под пера государственного деятеля. Но вот режиссеры уже не могли отказать министру в маленькой любезности - поставить ту или иную его пьесу.
С 1922 года Луначарский жил уже не с Анной и не с их общим сыном Анатолием, родившимся в 1911 году. Теперь его семьей стали Наталья и ее дочь Ирина от первого брака, которую нарком удочерил. Впрочем, надо отдать должное Анатолию Васильевичу: он всегда общался со своим единственным законным ребенком. Анатолий Анатольевич Луначарский погиб в 1943 году при высадке десанта в Новороссийске.
Нарком всегда предпочитал законные связи. В свое время он резко высказался против модной в начале 1920-х «теории стакана воды», которая гласила: удовлетворить половую потребность - все равно что выпить стакан воды... Луначарский тогда заступился за женщин, напомнив о том, что от интимных отношений именно у них, а не у мужчин, родятся дети.
Одним из главных достоинств Натальи Розенель (урожденной Сац - она была единокровной сестрой композитора Ильи Саца и тетей режиссера Натальи Сац) была красота. Качество, для артистки важное. Но не главное. О лицедейских способностях Розенель знатоки театра отзывались в высшей степени негативно.
Знаток театра Луначарский не мог не оценивать объективно профессиональные качества новой жены. Но что делать? Он не хотел видеть «свет-Наташеньку», как он ее называл, несчастной.
Нарком обратился к режиссеру Малого театра Александру Ивановичу Сумбатову-Южину с тем, чтобы тот принял Наталью на службу. Тот отлично знал цену Розенель как актрисе. Но он являлся не только хорошим актером и постановщиком, а еще и своего рода политиком театральной жизни. Так что Сумбатов-Южин даже предложил Розенель в своем театре парочку ролей на выбор. Этот выбор за жену сделал Луначарский. Целый ряд заглавных ролей был отдан Розенель.
«Память сердца»
Желчный поэт Демьян Бедный после просмотра постановки очередной пьесы Луначарского «Бархат и лохмотья» разразился эпиграммой:
Ценя в искусстве рублики,
Нарком наш видит цель:
Дарить лохмотья публике,
А бархат - Розенель.
Остроумный Луначарский ответил Бедному:
Демьян, ты мнишь себя уже
Почти советским Беранже.
Ты, правда, «б», ты, правда, «ж».
Но все же ты - не Беранже.
Что делать? Ничто человеческое не было чуждо Анатолию Васильевичу. Эту мысль доказывает еще одна - очень грустная - страница его жизни. В 1924 году Луначарский стал отцом внебрачной дочери Галины. По слухам, ее родила от наркома 17-летняя балерина Большого театра. Розенель сказали, что внебрачный ребенок ее мужа умер при родах. А девочку, которой дали отчество Сергеевна, отправили в приемную семью в Киев.
Анатолий Васильевич очень боялся гнева Наташеньки, поэтому скрывал от нее своего незаконного ребенка. Ох, не зря Ленин звал его «Броненосец "Легкомысленный"»... Несмотря ни на что, супруги жили в полном согласии. Его интересы были ее интересами. Его вкусы были ее вкусами.
Розенель любила говорить о том, что ей предлагали трехгодичный контракт в Америке. Но она не могла так надолго оставить любимого мужа - общение с ним было важнее.
Тем более что в то время карьера Натальи и в России складывалась неплохо. А за границу они с мужем и так много ездили. На Западе полиглота Луначарского считали своим.
Правда, в последние годы жена сопровождала Анатолия Васильевича во время его поездок к европейским докторам. В 1933-м супруг актрисы умер на 59-м году жизни.
После смерти Луначарского его жену очень быстро удалили с театральных подмостков. В кино она перестала сниматься еще раньше. Наталья Розенель умерла в 1962 году. Она жила переводами и воспоминаниями. Осталась книга ее мемуаров под названием «Память сердца».
Мария КОНЮКОВА
Journal information