Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Паруса для дедушки русского флота



Ботик Петра I «Святой Николай»

Авторский проект строительства
полномасштабной действующей копии исторического судна


1967 год
Зал ожидания крохотной железнодорожной станции. Мне 6 лет, и мы едем в гости к Маминым родственникам. Осень и ночь на исходе, поезда все нет, очень зябко и хочется спать. Напротив, метрах в четырех, сидит морской офицер в фуражке и черной шинели. Я смотрю на него и не могу оторвать взгляд, хочется спать… Я все же проснулся, когда Отец, стараясь не разбудить, бережно снимал меня с колен моряка. Позже Мама рассказывала, как я спящий прошел эти четыре метра и свернулся калачиком на офицерской шинели. Это было прикосновение к морю...

2016 год
Меня зовут Александр Бойцов. Сейчас мне 55, у меня своя семья, дети уже подросли и даже есть внук). Я живу в Томске - в старинном сибирском городе. Трудно найти место на земле так далеко расположенное от ближайшего моря. Между тем, Ботик Петра строится.

Идея строительства реплики Ботика Петра I «Св.Николай» зрела и вынашивалась долго. К началу 2000-ых сформировалось четкое понимание Зачем мне это? Как это воплотить? и Что я с этим буду делать дальше? Так и началось.





p

1. НАЧАЛО. Запуск официального сайта проекта
2000 - 2005 гг. – Этот отрезок вобрал раздумья, подготовку, поиски и обработку доступной информации по предмету - Библиотеки, письма, запросы в архивы и музеи, знакомства с интересными людьми, телефонные разговоры, поиски в сети…

p

Отправной точкой в работе послужили Обмерные Листы, полученные по запросу из Центрального Военно - Морского музея (ЦВММ, СПб). Впоследствии были поездки к оригиналу, проведены контрольные промеры и его и Реплики, хранящейся в Ботном доме в Петропавловской крепости (СПб). В общем работа двинулась полным ходом и, как результат, был собран большой архив информации и фотоматериалов. Это навело на мысль о необходимости создания интернет-ресурса, повествующего о легендарном судне. Решение было принято и с 1 января 2006 года, в сети появились первые странички.

Сейчас это полноценный, информационно-наполненный ресурс с несколькими разделами, работаю над ним и по сей день. Один из них в режиме реального времени рассказывает о ходе строительства полномасштабной реплики. Опубликовано очень много детальных фото со строительства. Добро пожаловать в гости! Буду Вам очень рад!

p

Собственно, этот абзац и есть ответ на первый вопрос – Зачем мне это?
Непреодолимая тяга прикоснуться руками к кусочку живой истории. Прикоснуться через дело. И конечно рассказать об этом, а когда есть еще и что показать – рассказ будет более убедительным!

2. ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ
Конструкторская часть проекта, заняла полтора года, многое было впервые, многому пришлось учиться – отдельные вопросы порой просто загоняли в тупик) – на это появилась отдельная полка со старинными (и не очень) книгами, чертежами, таблицами. Читал, считал, учился, чертил днями и ночами, все время не отпускала мысль – как люди обходились раньше без компов? Пред ними шляпу снять мало!)

p

Время потратил не зря, результатом стал детальный пакет конструкторской документации с рабочими чертежами и спецификациями. Более 60-и листов гнали прочь любые сомнения).

3. НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА
Сейчас трудно поверить даже мне, но факт остается фактом - в небольшой мастерской, которую я соорудил в коридоре на 5 этаже 9-и этажки, были изготовлены все элементы набора судна – килевая балка, шпангоуты и штевни, рангоут, дельные вещи и предметы снабжения. И только мачта не прошла по габаритам) К слову, гик, например, равно как и киль, увидели улицу только через балкон на тросе – иначе не вписывались в коридорные повороты.



Работа заняла много времени, немалого терпения и освоения всяческих навыков и приемов, с которыми доселе не сталкивался. Соседи понимали, иногда бурчали, но это только подстегивало желание продолжать. К примеру, пришлось осваивать кузнечное дело. На Ботике много кованых вещей, волей-неволей пришлось обустраивать кузню. Ее я сделал у товарища в гараже – незамысловатый горн с поддувом от советского еще пылесоса и старая наковальня ответили всем, выставленным перед ними, требованиям.



4. УСТРОЙСТВО СТАПЕЛЯ
Незаметно для всех (наверное, кроме меня) подкрались стапельные работы. Корпусные работы – это не дельные вещи. Место. Один из соседей по подъезду, давно и внимательно с пристрастием следивший за действом, предложил освоить кусок территории рядом с его автомастерской. Это промзона, за городом, но не далеко. Возжелавший дела ищет возможности, не желающий – причины. Это должно сидеть в голове, если хочешь что-то сделать. С пониманием было все в порядке). Мне досталась свалка. В буквальном смысле, - годами не тронутый бетон, груды автомобильной жести, в общем много еще чего, смотреть на что не очень хочется. Мне требовалось рабочее пространство, прикрытое от непогоды, и я его сделал.

p

5. СТРОИТЕЛЬСТВО КОРПУСА СУДНА
Работа началась. Описывать это трудно, но я постараюсь коротко. Не передать, когда своими же руками оживляешь свой же проект! Линии на бумаге начинают обретать формы в пространстве, шаг за шагом проявляется масштаб и дух захватывает от мысли, что вот так же, лет эдак 300 с лишним назад, бородатые англичане (может с элем, может без) тесали досочку топором, так же вымеряли плавность линий и ведь наверняка думали – а как на воду? Как пойдет он? Ладно ли? Эта сопричастность, сопереживание, связь если хотите, никогда не отпускает, окружающее теряет значимость и остается только радость от возможности прикоснуться к этому!

p



Четыре летних сезона занял корпус.
Осенью этого года стапельные работы, без мелочи, завершены.





Описанное выше можно считать ответом на второй вопрос – Как это воплотить? Много сделано, но работа не окончена. В зиму уйду с такелажными работами, парусами и мелкими доделками по снабжению.

В этом месте я хочу обратиться к вам с просьбой о поддержке.

Много воды утекло от начала проекта. В работе было достаточно ситуаций, которые «проверяли на прочность», было немало вопросов, которые приходилось решать быстро, без провалов. Я справлялся. Я и сейчас справляюсь, но привык смотреть на вещи без «очков» и трезво оценивать свои силы.

С парусным вооружением без вашей поддержки мне не обойтись. Я имею ввиду – с добротным, из хороших материалов, аутентично выполненным парусным вооружением. Предварительные договоренности о размещении такого заказа есть, проведены консультации и оговорены общие требования к изделию.

Деньги нужны для оплаты парусной ткани и
оплаты работ по пошиву из нее парусов.




О ПАРУСАХ
«Св. Николай» несет на себе три паруса. Самый большой и главный – это грот. Правильно его назвать – Гафельный грот – четырехугольный парус. Ставится он в продольной плоскости судна, верхняя его шкаторина крепится к гафелю, нижняя к гику, а мачтовая – к мачте. Гафель и гик могут обращаться вокруг мачты своими пятками поэтому и парус можно поставить в любом удачном положении.Второй и третий паруса – так называемые Косые паруса. Это Стаксель и Кливер. Они имеют треугольную форму и ставятся в носовой части судна.Общая парусность составляет 15,1 м.кв. – это готовых парусов, материала потребуется естественно больше.



Ниже несколько снимков со стапельных работ и ответ на третий, пожалуй, главный вопрос - Что впереди?







6. ЧТО ВПЕРЕДИ?
Все «строительные» годы я готовлюсь к экспедиции. Собран большой объем материала, относящегося к старому Морскому Мангазейскому ходу. Этим путем поморы ходили в Сибирь, в Мангазею. Маршрут не простой, с переволоками на озерах Ямала и Каниного Носа, но от этого еще более увлекающий повторить его. Пусть не Кочем, пусть прибрежным ходом, не теряя береговой линии, но – повторить. Подготовка к переходу – это большая и серьезная работа, требующая и времени, и постоянного внимания. Пока справляюсь. Есть несколько проработанных маршрутов с разбивкой по навигациям. Команда предполагает, кроме меня, еще четыре человека.

Отдельными словами хочется упомянуть Томский клуб «Странник». Я очень давно знаком с директором этой организации, - он с ребятами строит маленькие лодочки, ходят на них, каждое лето у них Лагерь на нашей реке (Томь). Очень надеюсь, что Ботик Петра станет отличным учебным судном, ведь у него будет все что позволит рассказать, показать и попробовать об интереснейшем деле – истории становления Флота Российского.

Поддержите мой проект!





Последнее
Проект некоммерческий. По-русски, - я не думаю заработать на этом деньги ни в какой форме. Скорее наоборот. Все работы финансируются из личного бюджета – это заметно по времени исполнения). При этом, проект открыт - буду рад любому участию. На сайте есть отдельный раздел «поддержка проекта», в котором представлена вся информация о текущих потребностях и о людях, кто своим трудом, так или иначе оказывал содействие в разное время на разных участках работ.В любом случае - Спасибо Вам уже за то, что Вы читаете эти строки.

Проект посвящен всем, кто неравнодушен к истории Флота Российского, кто мечтает о море и парусах. Всем, кто готов к труду и свежему ветру.

Моей дочери Александре.
С нами Бог и Андреевский флаг




КОНТАКТЫ

Официальный сайт проекта: www.peters1boat.ru
Проект в соц.сети: https://www.facebook.com/alexander.boytsov.project/
По любому вопросу мне можно написать на адрес: peters1boat@inbox.ru
Я с удовольствием всем отвечу.


ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ



Tags: благотворительность
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments