Шпаги придумали для пробивания тяжелых доспехов!
Наличие клинка на боку - вот что отличало дворянина от простолюдина. Шпага - символ благородства и романтики, известный нам по историческим романам. При этом, читая книгу или смотря фильм, мы не всегда правильно понимаем, что за оружие используют герои. Шпага прошла долгий путь от традиционного рыцарского меча до спортивного снаряда, мало похожего на своих боевых предков.
На вопрос, что такое шпага, ответить одновременно и очень просто, и очень сложно. В русский язык это слово пришло из польского - szpada. А поляки переняли термин у испанцев - espada. Проблема в том, что эти слова означают не какой-то особый вид оружия, а просто меч. То есть для испанца и клинок, которым сражался закованный в броню участник Крестового похода, и оружие храброго гасконца д'Артаньяна одинаково называются espada. Мы же довольно четко отделяем шпагу от меча, хотя не всегда понимаем, по каким именно признакам они отличаются. Кроме того, есть еще и слово «рапира», которое присутствует и в некоторых европейских языках, и в русском. Только вот называют им совершенно разные клинки. Стоит попробовать разобраться во всей этой путанице.
Меч для одежды
Рыцарский меч в Европе развивался вдогонку за защитным снаряжением. Появлялись более прочные доспехи - изобреталось оружие, которое было способно пробивать их. По мере того как латы становились сложнее и тяжелее, приоритет все больше отдавался колющим, а не рубящим ударам. И примерно во второй половине XV века в Испании появился вид оружия, который уже можно было назвать шпагой в нашем понимании. У него имелись обоюдоострый клинок (длиной около метра) и сложный эфес, хорошо защищавший руку.
Такой меч был удобен как для войны, так и для поединков в городе, когда на противниках практически нет железа. Но довольно скоро испанские гранды разобрались, что постоянно носить при себе тяжелый боевой меч нет никакого резона. И в мирное время стали вешать на пояс так называемый espadas roperas - «меч для одежды». Он отличался от боевой шпаги лишь тем, что был несколько легче. С этого времени началось разделение на гражданские и боевые шпаги, главное различие между которыми заключалось именно в весе. А слово «рапира» в различных вариантах произношения перешло во многие европейские языки в качестве названия гражданских шпаг.
С юга Европы новый вид оружия стал распространяться повсюду. И везде его по привычке называли мечом, иногда уточняя, что это «малый меч» (small sword - так называли короткие и легкие шпаги в английском языке) или «меч всадника» (Reitschwert - тяжелые кавалерийские шпаги в немецком). Новое оружие породило и новую технику боя - родилось собственно фехтование как сложная наука атак и защит, с определенными правилами передвижения. В эпоху тяжелых рыцарских мечей индивидуальное мастерство тоже решало немало, но все же победу могла принести и простая грубая сила. Теперь же сильный, но неуклюжий боец был обречен в бою против того, кто владел правильной техникой.
XVI-XVII века - это расцвет разнообразных школ фехтования. Мастера писали подробнейшие трактаты о том, как правильно передвигаться, наносить и парировать удары. Из уст в уста передавались легенды о «секретных ударах», спасения от которых не было. Нетривиальные приемы и в самом деле существовали, и опытный фехтовальщик порою мог одержать победу, сделав буквально один выпад из неожиданной позиции.
Оформились и национальные школы фехтования. Так, итальянцы предпочитали наносить быстрые уколы, немцы - рубящие или режущие удары, французы же облегчали свои клинки по максимуму. Англичане отличались тем, что презирали континентальные школы боя и лучшим сочетанием считали союз короткого меча (шпаги) и небольшого щита-баклера.
Конкурентка сабли
Пока Европа превращала рыцарские мечи в шпаги, Русь шла по своему особенному пути. И путь этот преимущественно был обращен на Восток. Поэтому любимым клинковым оружием воинов была изогнутая сабля. Шпага попала в наши края только в XVII веке, уже в готовой форме, а потому и была воспринята как нечто особенное, а не просто как сложный меч. Русские цари пытались вооружить европейским модным оружием стрельцов, однако новинка не прижилась - сабля уверенно удерживала лидерство.
Перелом случился, как нетрудно догадаться, при Петре I, который не был склонен прислушиваться к чьему-либо мнению, кроме своего. Волевым решением он обязал солдат и офицеров носить шпаги и обучаться ими владеть. Правда, даже Петру не удалось изменить привычку, сложившуюся за века. Уже в 1740-х годах российская армия вернулась к привычным саблям и полусаблям.
Однако шпага осталась в качестве принадлежности формы генералов и некоторых офицерских чинов. Постепенно она стала восприниматься как символ причастности к привилегированному классу и символ благородного происхождения вообще. Шпаги, например, носили при парадном мундире гражданские чиновники (некоторые из которых вообще не имели представления, как ими пользоваться) и студенты.
С XVIII века в России (и в некоторых других странах) возникло понятие гражданской казни - позорящего обряда, лишавшего принадлежности к дворянскому сословию. Именно шпага, которую торжественно переламывали над головой приговоренного (или перед ним), символизировала аристократический мир, из которого он исторгался.
С XVIII века российская шпага шла уже бок о бок с европейской. Она становилась все легче и тоньше. Все меньше использовалась как боевое оружие и все больше - как символическое гражданское. Окончательную форму шпага приобрела где-то к Наполеоновской эпохе. Эти легкие клинки уже мало чем напоминали те массивные «малые мечи» со сложными эфесами, которыми когда-то фехтовали французские мушкетеры и испанские гранды. Зато с середины XIX века активно стало развиваться фехтование как вид спорта. И шпага получила там новую жизнь. Хотя и в совершенно новой форме.
Смертоносные «цветочки»
Обучение фехтованию на шпаге требовало тренировок на безопасном оружии. Такое оружие придумали итальянцы. Клинок у него был граненым, что исключало опасность пореза или разруба, а на конце имелась небольшая защитная шишечка, делавшая возможными уколы. Из-за сходства защитного наконечника с бутоном цветка оружие прозвали боге«о («цветочек»). Под подобными именами тренировочная шпага вошла и в другие европейские языки. Затем появились и боевые «цветочки». Ограничителя на клинке у них, разумеется, уже не было. Очень легкий граненый клинок позволял наносить молниеносные уколы. Рубящие же удары были полностью исключены. Особенно ценили это оружие французы, которые быстро выяснили, что за счет скорости можно одолеть противника, вооруженного даже более длинным, но тяжелым клинком.
Когда богейо появились в России, то произошла очередная путаница в терминах и их стали называть рапирами. Хотя это слово к ним совершенно не относилось. Однако ошибка со временем закрепилась, и сейчас, говоря «рапира», мы, как правило, имеем в виду именно граненый легкий клинок (или спортивный снаряд), а не облегченную боевую шпагу с витыми кольцами на перекрестье.
Фехтование как спорт предъявило свои требования к оружию. Шпага в нем стала легче, обзавелась сплошной глухой чашкой, полностью закрывающей кисть (впрочем, такие эфесы были и у некоторых боевых образцов). Потом появилась и «пистолетная» эргономичная рукоять, изменившая хват и принципы укола. Современная спортивная шпага -это орудие с трехгранным клинком, общий вес которого не превышает 770 граммов. А ведь боевые шпаги XVII века весили до полутора килограммов! Зато у шпаг не ограничена зона поражения (в отличие от спортивных рапир и сабель), что делает поединки на них более разнообразными.
Journal information