Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Чем украшали елки в XIX веке в Екатеринбурге

В ход шли не только игрушки, но и яблоки, морковь и даже яйца



Обычай провожать уходящий год и встречать приходящий возле наряженной елки утвердился в столице Урала со второй половины XIX века.

А прежде, хотя сегодня мало кто об этом знает, хвойное дерево ассоциировалось с питейными заведениями: для обозначения кабаков на их крышах и на заборах вокруг них устанавливались елки.

Новая же традиция на Среднем Урале сразу получила большой размах, особенно в части елочных украшений. Потому что именно они превращают обычное дерево в праздничную сказку, создают душевный настрой.


В декабре в дореволюционном Екатеринбурге «досточтимых дам и господ» искушали вот такими рекламными предложениями: «Дрезденский картонаж для украшения елок. Прямо из Германии!», «Катранские мандарины и апельсины! И елку наряжать, и кушать» — и далее в том же роде. Цитрусовые обертывали в серебряную или золотую бумагу, вешали на зеленую красавицу, а в новогоднюю ночь съедали. Обертки же возвращались обратно на ветки, дабы елка не стояла без украшений, пока ее не убрали из дома.

Наряду с заморскими фруктами в качестве елочных съедобных игрушек использовали яблоки, морковь, яйца, орехи, вафли и прочее. Все они имели сакральный смысл в христианстве. В частности, яблоки олицетворяли обильный урожай, яйца — непрерывность жизни, орехи — таинственность божественного провидения, вафли — благословение небес…



Популярными елочными украшениями среди небогатых екатеринбуржцев были так называемые козули — лепные пряники. Пришли они на Урал с русского Севера — из Архангельской губернии, где являлись излюбленным лакомством поморов. Их лепили из крутого ржаного теста в виде птиц или зверушек как игрушки из глины, запекали и поливали сахарной глазурью — белой или цветной.

Высотой они были от 7 до 9 см, но иногда и до полуметра — рождественские ангелы или Деды Морозы, которых ставили под елку. Они символизировали достаток и благополучие в доме. Если маленькие козули стоили от копейки, то цена больших, особенно покрытых сусальным золотом, доходила до 10 рублей. На Урале эти пряники стали изготавливать в виде велосипедов, паровозов, пароходов… А во время рождественских праздников козули-сердечки с приличествующими надписями дарили друг другу. Их развозили не только по всей России, но и экспортировали.

К слову, упомянутый выше «дрезденский картонаж» — это игрушки, рыбки, птички с разноцветными хвостами из ниток, обычно склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона, его еще серебрили или золотили. Также в Дрездене выпускались необычные елочные украшения, известные под названием «волосы ангела». А так как изготавливались они по индивидуальным заказам, то стоили дорого.

Чтобы понять порядок цен, приведу в качестве примера объявление, которое я нашел в одной из дореволюционных екатеринбургских газет: «К Рождественскому сезону получили елочные украшения коллекциями от 1 руб. 50 коп. до 25 руб.». А полностью украшенная елочка обходилась от 20 до 200 рублей.

Между тем приказчики в Екатеринбурге в середине XIX века получали 50-100 рублей в год, жалованье мелких канцелярских служащих составляло 36-72 рубля, уездные, городские врачи зарабатывали 180-224 рубля. Так что, к примеру, елочные стеклянные шары по причине их дороговизны обычно брали в аренду.

Столь высокая стоимость украшений была связана с уникальностью и сложностью применяемых технологий, а также с использованием дорогостоящих материалов. К примеру, мишура нарезалась из чистого серебра. Естественно, что такой елочный «дождик» был воистину драгоценным и мало кому по карману. К тому же он получался не очень функциональным — ведь серебро со временем тускнеет. Поэтому с развитием химии елочная мишура стала производиться из полимерной пленки, имеющей металлический блеск или дополнительное покрытие, придающее ей тот или иной цвет.

На праздничной елке обязательно полагалось навершие — Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к месту рождения Христа. Причем она была шестиугольной, а не пятиугольной, как та, которую надевали на верхушку елки в советские времена. Да и все элементы праздничного дерева были связаны с христианством — вплоть до крестовины, на которой елка устанавливалась, что должно было напоминать о распятии.

Бусы, цепи, венок олицетворяли святость, страдания, смерть, воскрешение и бессмертие. Флажки должны были ассоциироваться с борьбой за веру. Овечка — это паства, нуждающаяся в духовном наставлении. Птица (голубь Благовещения) — это благая весть. Эмблемой Сына Божьего, церкви и веры служили свечи. Их прообразами были огни костров, освещавших путь волхвов из Вифлеема. Как, впрочем, и все, что находилось на елке, несло сакральный смысл, в том числе и цвет. Золото — символ божественного начала. Серебро — чистоты и целомудрия.

Таким же обязательным елочным атрибутом для жителей старого Екатеринбурга были колокольчики. Потому как они знаменовали собой божественный глас, проповедующий истину. К тому же этот предмет считался мощным оберегом, который своим звоном отгоняет темные силы, защищает дом и его обитателей от несчастий. Верили также в то, что он очищает воздух и не позволяет распространяться заразным болезням.

Был еще вариант увенчивать елку украшением, которое очень похоже на сосульку. Но в данном случае это имитация пика военных касок времен кайзеровской Германии. Немцы первыми стали делать елочные игрушки, и мода на пикообразные верхушки пошла именно от них. Тогда как в СССР навершия в виде сосулек стали делать лишь во времена «оттепели».

В дореволюционном Екатеринбурге престижным считалось украшать елку изделиями фирмы «Брокар и Ко», изготовленными из мыла. Одно из самых популярных елочных украшений такого рода это красный «Рак», на хвосте которого нить-подвеска. Набор мыла «Слоники» находился в коробке, разделенной на 10 ячеек, в каждую из которых клалось по одному кусочку в виде слоненка с подвеской для размещения на ветвях.

Еще один образец — это коробочка «ушат», изготовленная из деревянного шпона. По верхней кромке вклеен фунтик из серого атласа, что дает возможность вложить туда продукцию фирмы и этой конструкцией украсить елку. А затем снять ее с веток и кому-нибудь подарить. Как и «голыша в ванне» — в металлической ванночке, покрытой сверху яркой блестящей краской, в голубой вате, как в пене, лежит пластмассовая куколка.

Великолепен набор мыла в форме мандаринов, упакованных в картонную коробку в виде деревянного ящика с ячейками, устланными сухой соломой. По краю она оклеена ажурной белой бумагой. Мандарины имеют веточку с двумя тиснеными бумажными листиками. Они также могут выполнять роль елочных украшений.

Фирма Генриха Афанасьевича Брокара прославилась еще и «новогодними» духами «Персидская сирень», «Дивный ландыш», «Душистый горошек»,с запахами, известными с детства — этими духами душились многие поколения мам.

В качестве новогоднего подарка духи вкладывались в коробочку в виде сумочки, обтянутой розовым атласом; по бокам она оклеена ажурной золотой тесемкой с бахромой, на боковине — тисненая женская головка. Стоит также упомянуть о «брокаровском» елочном украшении в виде муфточки с белой тисненой розочкой, куда также помещались духи. И все это занимало достойное место на елке, а потом прямо с нее дарилось.

Наиболее продвинутые жители уральской столицы украшали елки на американский манер красно-белыми сахарными конфетами sugar canes с мятным вкусом, сделанными в форме трости. Популярности способствовала форма конфеты в виде латинской буквы J — ведь с нее начинается имя Иисус (Jesus).

Еще одним непременным атрибутом новогодних праздников в старом Екатеринбурге были бенгальские свечи. Хоть их изготавливала только одна фабрика в Москве, но в уральскую столицу их завозили. Совсем уж модным писком были электрогирлянды. Но мало кто в одиночку мог их себе позволить. В основном они задействовались, как сейчас бы сказали, на корпоративных елках. Да и то брались напрокат.

Не очень зажиточные горожане приобретали украшения на елочных базарах. Кто побогаче, посещали торговые заведения братьев Агафуровых, где был достаточно широкий выбор, или «Детский мир». Кое-кто изготавливал наряд для елки самостоятельно. Благо пособий на эту тему хватало. Большей частью это были поделки из ваты, папиросной бумаги, папье-маше. А те, у кого уж совсем было туго с деньгами, украшали елки кистями рябины.

По елочным игрушкам, как по камертону, можно определить тональность того времени, когда они были изготовлены. И поэтому они являются неотъемлемой частью почти 300-летней истории Екатеринбурга.Виктор КЛОЧКОВ


Tags: Екатеринбург, праздники
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments