
История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. Самые первые ножницы появились у человека совсем не потому, что ему надо было как-то обслуживать себя, а потому, что ему надо было как-то стричь овец. Случилось это три с половиной тысячи лет назад, ножницы тогда представляли собой два лезвия, соединённых наподобие пинцета.
Изобретение это, хоть и функционировало, было не особенно удачным, (ведь лезвия «овечьих» ножниц, появившихся впервые в Древнем Риме, не поворачивались относительно центра, а просто сжимались рукой, как большая захватка для кусочка торта), и потому наши прадеды пользовались ими только перед «утеплительным шерстяным сезоном», а ноготочки на руках, думается, для удобства просто грызли. Но даже не смотря на то, что конструкция была очень неудобная — она просуществовала более двух тысяч лет без принципиальных изменений.

И так бы это безобразие и продолжалось, если бы в Древних Сиракузах не родился математик и механик Архимед. Великий грек сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» — и изобрёл рычаг.
Примерно около 8 века нашей эры на Ближнем Востоке какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами. Затем рукоятки ножниц стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов — клеймами. Возможно, в те времена и возникла нехитрая детская загадка: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик»…
В Европу ножницы пришли чуть позже, приблизительно в 10 веке. К этому же периоду времени относятся самые старые ножницы, найденные на территории России. Это произошло при археологических раскопках Гнездовских курганов в 12 километрах от Смоленска возле деревни Гнездово.
К сожалению, история не сохранила имени того человека, кто придумал соединить два разрозненных лезвия гвоздиком, а ручки изогнуть в кольцо. Ведь именно в таком виде представлены сегодня ножницы для бумаги, для маникюра, для стрижки и для многих других целей.

Завершённую же форму инструменту придал никто иной, как Леонардо да Винчи. В его манускриптах был найден чертёж инструмента, похожего на современные ножницы.
А далее, как всегда, изобретение начало жить своей собственной жизнью: временами усовершенствоваться (превращаясь в рабочие инструменты парикмахеров и лекарей), а временами становясь предметом роскоши из золота и серебра.

остепенно всё больше и больше как в восточном, так и в западном мирах наблюдается более пристальный интерес к форме и качеству ножниц. Начинают появляться модели с тонкими, плавными очертаниями, лезвиями, украшенные гравировкой и инкрустациями. Особенно способствовало этому искусство каллиграфии, распространившееся по всему исламскому миру.
Ножницы становятся всё привлекательнее с эстетической точки зрения. Они получали разнообразные формы в рамках общей идеи, были украшены ажурной резьбой. При этом они оставались функциональными и приносили толику эстетики в рутину.

В средние века ножницы становились свидетельством внимания мужчин к прекрасному полу. Так, в четырнадцатом веке, поклонник, отправлявший подарок своей даме, зачастую вкладывал в него пару ножниц в кожаном футляре. Именно в это столетие ножницы становятся истинно женским аксессуаром, каким они, за редкими исключениями, и остаются по сей день.














А потом идеальные чопорные англичане изобрели ножницы для идеальных чопорных английских газонов, а потом французы стали разделывать ими тушки гусей (колдуя над своей знаменитой «фруа-гра») и прорезать петельки в «прёт-а-порте», а потом немцы придумали гигантские стальные ножницы для помощи при авариях на дорогах (этим приспособлением можно также разбить в машине стекло, открыть заклинившую дверь, обрезать ремни безопасности).
А потом человек стал мыслить ещё более широко и произвёл ножницы из специальной керамики, оказавшиеся в три раза прочнее стальных и более износоустойчивыми, а резавшие гораздо тоньше.
А потом придумали ножницы, которые совершенно перестали быть похожи на своего аналога-прародителя и скорее стали напоминать нож от мясорубки (на обыкновенную электродрель насаживается диск с тремя зубьями — можно резать со скоростью 20 метров в минуту резину, толстую кожу, линолеум и пластики).
А потом изобретатель прорвался «к звёздам» и сконструировал самые современные ножницы, добавив к ним электронную машину, воспроизводящую на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Скорость раскроя — метр в секунду! Причём при этой операции края ткани обгорают и не распускаются — как бы уже подрублены.
Journal information