Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Чем отличается труд от работы?

«Домострой» как свод правил мирской жизни, появился в Новгородской республике в XV веке. До этого частная жизнь на Руси фактически не имела своего «устава», и несмотря на Православие в «домоводстве» сохранялись языческие обычаи предков.



Спустя столетие «новгородские правила жизни» были переняты и Москвой: протопоп Сильвестр переписал новгородский «Домострой» в качестве назидания молодому царю. Полное заглавие книги в редакции Сильвестра таково: «Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому православному христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом, и рабыням». Во всех своих редакциях «Домострой» делится на три основные части: первая — о том, «како веровати» и «покланятися» (отношение к церкви) и «како царя чтити»; вторая — «о мирском строении», т. е. «како жити с женами и с детьми и с домочадцы»; третья — «о домовном строении», т. е. о хозяйстве, о домоводстве. К основному тексту «Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакции присоединена 64-я глава - послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни протопоп резюмирует все содержание «Домостроя».


Слово «домострой» является словообразовательной калькой греческого слова «ойкономиа». В византийской традиции это слово носило сакральный смысл, в отличие от производного от нее «экономика». Главная идея «домостроительства» состояла в том, чтобы научить человека, живущего в мире телесном, сохранить свою душу для жизни вечной. Основным условием «мирского» спасения составители Домостроя видели в постоянной памяти о Боге и страхе Божием, независимо от того, что делает человек в каждую минуту своего бытия.

Труд в Домострое приносит не богатство, но «имение», а богатство рассматривается как соблазн. В результате вырабатывается принцип умеренности как основа мирского аскетизма, т.е. спасение души может быть достигнуто не только путем монашеской аскезы, а праведной, в том числе и трудолюбивой жизнью в миру. Слова «труд» и «работа» в Домострое различаются по значению. «Работа» - это нечто подневольное, связанное с суетным миром. «Труд» же - деятельность богоугодная, направленное на благо свое и ближних.

Ну а теперь проверим наши риторские способности и прочитаем отрывок из "Домостроя" вслух.

В домовитом обиходе и везде всякому человеку государю или государыни или сыну или дщери или служке мужеска полу, и женьска и стару и малу всякое дело начати или рукоделничати, или ести или пити или ества варити или печи што и всякие приспехи делати и всякое рукоделие и всякое мастерьство, и устроив собя очистив от всякия скверны и руки умыв чисто преже святым покланятися в землюа по нужи или до пояса кто умеете достоино, проговорити да благословясь у настоящаго да молитву Исусову проговоря да перекрестяся молвя Господи благослови Отче тож начати всякое дело ино тому Божия милость поспешествует Аггели невидимо помогают, а беси отбегнут и то дело Богу в честь а души на пользу и ести и, з благодарением ино сладко а што впрок зделано ино мило а делати с молитвою, и з доброю беседою или с молчанием а делаючи што ни буть начнется слово празное или хулное или с роптанием или смехи или кощуны, или скверныя и блудныя речи от такова дела а от таковыя беседы Божия милость отступит; Аггели отъидут скорбни, и возрадуются нечестивии демони, видя волю свою содевающу безумнии християне и приступят ту лукави влагающе в мысль всякую злобу и всякую вражду и ненависть и подвизают помыслы на блуд и на гнев, и на всякие кощуны и сквернословие и на всякое зло ино, то уже дело, ества или питие не споро, и всякое мастерство и всякое рукоделие не о Бозе свершается, Богу на гнев, а людем не благословленое не потребно и не мило, и не прочно а ества и питие не укусна и не сладъка только врагу и его слугам угодно и сладко, и радостно, а къто в естве, и в питии и во всяком рукоделии не чисто стряпает, и во всяком мастерьстве што украдет или прилжет, или божитца на криве не толко зделано или не в толке стало а он лжет и те все дела не угодны Богу беси написуют, и в том во всем человеку истязану быти в день Страшнаго Суда.(с)



Tags: историческое
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments