
В Александровском саду состоялась церемония профилактики горелки Вечного огня, причём участие в ней принимал доктор технических наук, заслуженный изобретатель России Кирилл Ридер: именно он возглавлял группу специалистов, которые и разработали устройство самого памятника. По словам создателя «главного Вечного огня страны», горелка — сложное техническое у стройство, сконструированное таким образом, что пламя не в состоянии задуть ветер, залить дождь, затушить буря. Если даже на него упадёт ледяная глыба, огонь будет продолжать гореть. Пламя Вечного огня в Александровском саду даже выдерживает скорость ветра больше 18 м\сек (это уже практически шторм).
Вечный огонь, который мы видим сегодня, прибыл в Москву из Ленинграда, с легендарного Марсова поля, на бронетранспортёре 50 лет назад. Кирилл Ридер рассказал о том, как создавался Вечный огонь, который стал одним из символов столицы нашей страны.
— В 1967 году перед нами была поставлена задача: за 2,5 месяца сконструировать горелочное устройство, отвечающее двум требованиям. Во-первых, пламя должно было быть высоким и цветным. Известно же, что горение природного газа при солнечном свете бесцветное, а нам нужна была зрелищность, чтобы пламя переливалось белым, жёлтым, красным, оранжевым. Этого можно добиться, создав в устройстве искусственный недостаток воздуха. Экспериментируя, вполне реально получить разные оттенки горения. Но и здесь есть некоторые ограничения: при определённом недостатке кислорода при горении образуется сажа и канцерогенные вещества. Это негативно влияет и на людей, и на долговечность горелочного устройства. Так что мы должны были «пройти между Сциллой и Харибдой», ликвидировав все отрицательные моменты. В результате мы видим пламя ярко-оранжевое, которое хорошо выглядит при любом освещении.

Кирилл Ридер и генеральный директор ОАО «Мосгаз» Гасан Гасангаджиев во время профилактики горелки Вечного огня в Александровском саду.
Второй задачей было непрерывное, «вечное» горение. Необходимо было сделать устройство, которое не смог бы потушить дождь, ветер и снег. Мы с коллегами приезжали на работу с первым поездом метро и уезжали с последним. Результатов достигали эмпирическим путём, долго рассчитывали, сравнивали различные варианты, спорили, отбирали лучшие.
В результате была создана «вечная» горелка, способная выдержать любые климатические капризы и перегрузки. В ней работают три запальника, которые обеспечивают трёхкратное резервирование стабильного горения независимо от погодных условий. Испытания нового устройства проводили на модели временной горелки, которая, кстати, до сих пор исправно работает: она «держит» пламя Вечного огня, когда идёт профилактика основной горелки. Она же «хранила» огонь на Поклонной горе, пока в Александровском саду в 2009-2010 годах шли работы по реконструкции мемориала «Могила неизвестного солдата».
Мы не боялись ничего: молодые были! Моя мама называла меня «квартирант», потому что домой я приходил очень ненадолго: только переночевать. Мы были «детьми войны». В нашем классе только у нескольких ребят были полные семьи, у остальных отцы погибли на войне. Поэтому этот заказ мы воспринимали как очень важный, для нас это была высокая честь.

Почётный караул у могилы Неизвестного солдата, 1982 г.
8 мая 1967 года в Москве на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены был впервые зажжён Вечный огонь в память героев, павших на полях сражений Великой Отечественной войны. Мемориал в Александровском саду запалил Генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев, которому горящий факел передал легендарный лётчик Алексей Маресьев. Так завершилась эстафета Вечного огня, которая стартовала в Ленинграде за двое суток до этого. Факел, зажжённый от мемориала на Марсовом поле, в столицу доставили бойцы Таманской мотострелковой гвардейской дивизии. На всём пути следования пламени его сопровождал почётный эскорт из мотоциклистов. В местах, где в годы войны шли большие бои, проходили торжественные митинги.
Инфографика
Journal information