
С начала Великой Отечественной войны Николай Кузнецов был зачислен в четвертое управление НКВД, главной задачей которого являлась организация разведывательно –диверсионной деятельности в тылу врага. После многочисленных тренировок и изучения в лагере для военнопленных нравов и быта немцев, под именем Пауля Вильгельма Зиберта, Николай Кузнецов был направлен в тыл врага по линии террора. Сначала спецагент вел свою тайную деятельность в украинском городе Ровно, где находился рейх комиссариат Украины. Кузнецов тесно общался с вражескими офицерами спецслужб и вермахта, а также местными чиновниками. Вся добытая информация передавалась в партизанский отряд.
Одним из примечательных подвигов секретного агента СССР было взятие в плен курьера рейхскомиссариата майора Гаана, который перевозил в своем портфеле секретную карту. После допроса Гаана и изучения карты выяснилось, что в восьми километрах от украинской Винницы был сооружен бункер для Гитлера. В ноябре 1943 г. Кузнецову удалось организовать похищение немецкого генерал-майора М. Ильгена, который был прислан в Ровно для уничтожения партизанских соединений.
Последней операцией разведчика Зиберта на этом посту стала ликвидация в ноябре 1943 г начальника правового отдела рейхскомиссариата Украины оберфюрера Альфреда Функа. После допроса Функа гениальный разведчик сумел добыть информацию о подготовке убийства глав «Большой тройки» Тегеранской конференции, а также сведения о наступлении врага на Курской дуге. В январе 1944 г Кузнецову было приказано вместе с отступающими фашистскими войсками отправиться во Львов для продолжения своей диверсионной деятельности. В помощь агенту Зиберту отправили разведчиков Яна Каминского и Ивана Белова. Под руководством Николая Кузнецова были уничтожены во Львове несколько оккупантов, например, глава канцелярии правительства Генрих Шнайдер и Отто Бауэр.
К весне 1944 г немцы уже имели представление о засланном в их среду советском разведчике. Ориентировки на Кузнецова были посланы во все немецкие патрули Западной Украины. В результате он и два его товарища приняли решение пробиваться к партизанским отрядам или выйти за линию фронта. Девятого марта 1944 г., вблизи от линии фронта, разведчики столкнулись с бойцами украинской повстанческой армии. В ходе завязавшейся перестрелки в с. Боратин все трое были убиты. Предполагаемое место захоронения Николая Ивановича Кузнецова было найдено в сентябре 1959 г в урочище Кутыки. Его останки перезахоронили на холме Славы в г. Львове, 27 июля 1960 г.
После выхода в конце сороковых годов книг Дмитрия Медведева «Это было под Ровно» и «Сильные духом», о Николае Кузнецове узнала вся страна. Эти книги носили автобиографический характер. Как известно, в 1942 году полковник НКВД Дмитрий Медведев командовал партизанским отрядом на Западной Украине, к которому был приписан Кузнецов, и мог много интересного поведать о нем. Позже, вышло около полутора десятков произведений различных авторов документального и художественного характера, в которых шла речь о жизни и подвигах легендарного разведчика.
К нашему времени, снято около десятка кинофильмов о Кузнецове, в том числе и по мотивам этих книг. Самый известный из них – «Подвиг разведчика», 1947 года, работы Бориса Барнета. Также, в советское время, в разных городах страны было установлено несколько посвященных Кузнецову монументов и открыто множество музеев. В послесоветскую эпоху памятник Кузнецову в городе Ровно был перенесен из центра города на военное кладбище. А монумент во Львове в 1992 году был демонтирован и при содействии генерала КГБ Николая Струтинского, лично знавшего Кузнецова, перенесен в город Талица Свердловской области, где когда-то Кузнецов учился в лесном техникуме.

Из всех ныне существующих ему памятников, самый примечательный расположен в Екатеринбурге. Средства на его постройку собрали работники «»Уралмашзавода», на котором до войны работал будущий разведчик. Двенадцатиметровый бронзовый монумент торжественно открыли 7 мая 1985 года напротив заводского ДК. Лицо Кузнецова с одной стороны прикрыто воротником, что подчеркивает инкогнито разведчика, а за его спиной развевается плащ-палатка, подобно знамени, как символ верности Родины.
Имя Николая Кузнецова видно из космоса!

Необычным фактом поделились коллеги из кудымкарской газеты «Парма-новости». В километре от дороги Кудымкар – Пермь, недалеко от деревни Новоселовой, лиственницами высажена фамилия разведчика Николая Кузнецова. Высота каждой буквы примерно двадцать метров, длина самой надписи – почти полкилометра. Деревья были посажены тридцать лет назад. Сегодня на фотографиях со спутника эта надпись еще видна. В существовании необычной надписи нынешние работники Кудымкарского лесхоза имени Николая Кузнецова уверены не были. Полагали, что это лишь слухи. В документах о такой посадке нет ни слова.
Единственное упоминание вдова бывшего директора предприятия Александра Шилова Зоя Дмитриевна обнаружила в старой вырезке газеты. Когда в 1977 году лесхозу присваивали имя легендарного разведчика, в Кудымкар приезжали его родственники.
– В память о Николае Кузнецове решили создать зеленую зону, – вспоминала бывший мастер лесхоза Раиса Тотьмянина. – Точно не помню: либо в 1979 году, либо в 1980-м сажали. Соцобязательство у нас такое было. Имя лесхозу дали, нужно было его подтверждать.
Она рассказала, что сначала вырубили три гектара леса, раскорчевали пни, а на следующий год в конце мая стали сажать.
– Главным лесничим тогда был Владимир Никитин, он нам на бумаге буковки-то нарисовал, и мы приступили к делу. Саженцы носили из питомника, который в нескольких километрах от этого места находится. Там такое болото – жуть. Мы по колено в этом болоте, бродили, саженцы в мешках носили, ну и за недельку где-то посадили, – рассказала она.
Чтобы надпись была ровная, сначала работники лесхоза начертили буквы на земле. Лиственницы сажали в три ряда. Первые годы за посадкой ухаживали. Потом подзабыли. Сегодня фамилия разведчика заросла елками, березами и осинами. По словам лесовода Анатолия Нешатаева, если за посадкой не начать срочно ухаживать, то через десять лет надпись уже не будет видна.(с)
Comments
Человек-легенда.
Загибель[ред. • ред. код]
8 березня 1944 в с. Боратин (тепер — Бродівський район) групу Кузнецова зненацька захопила чота «Гуцулка» сотні «Чорногори» з куреня «Шугая». Переодягнених в одяг вояків вермахту радянських агентів партизани сприйняли за дезертирів. Як свідчить Якимів, упівці зазвичай лише обеззброювали таких людей. Проте «Чорногора» послав по перекладача. Це означало провал: Бєлов і Камінський добре не володіли німецькою. Тоді Кузнецов попросив закурити, підійшов припалити до гасової лампи, витягнув з-під свого кашкета гранату й ліг на неї (за однією з версій Кузнецов загинув у перестрілці). Другого його супутника партизани застрелили відразу, третього, хоча йому і вдалося вистрибнути через вікно, чергою з автомата скосив Якимів.
5 листопада 1944 року за виняткову мужність і хоробрість при виконанні поставлених завдань Кузнецов Микола Іванович був посмертно удостоєний звання Герой Радянського Союзу.