Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Как распознать фейк

Пособие для журналистов и пользователей соцсетей



Фейк – (англ. fake) подделка, фальшивка, подлог – довольно распространенное явление в нашем мире, особенно в СМИ и PR. Нас обманывают, нами манипулируют, нас пытаются обдурить. Как этому противостоять, как распознать, где фейк, а где достоверная информация? Разобраться в сложном клубке противоречий помогут компетентные эксперты.


Вадим Горжанкин, генеральный директор PR-агентства «Красное Слово»

Сегодня развлекательные фейки пользуются повышенной популярностью в Интернете, в частности в социальных сетях. Люди любят читать всякие небылицы и сенсации, чем сами стимулируют создателей фейков на генерацию новых креативных продуктов. Что интересно, многие читатели, даже если понимают, что это фейк, все равно читают с не меньшим удовольствием такие материалы. Можно сказать, что сегодня фейки являются аналогом старых добрых баек и сплетен, которые всегда привлекали людей. Большинство развлекательных фейков распознать относительно просто. Как правило, такие фейки размещаются на сомнительных информационных ресурсах, названия которых мало кто слышал. Нередко на таких интернет-ресурсах с одним фейком соседствуют другие фейковые статьи, не менее сенсационные.

Источником информации чаще всего указывается некий никому не известный, но надежный источник, ученые из какого-нибудь исследовательского института США или некая компания, следов которой не удастся найти, если удосужиться поискать ее в Интернете. Следует сказать, что много фейков основано на манипуляциях с фотографиями. Например, это могут быть изображения НЛО или репортажные фото о тех или иных событиях, нещадно обработанные ретушерами. Довольно часто ту или иную свежую новость иллюстрирует фотография десятилетней давности, сделанная в другом полушарии планеты. Поэтому особое внимание необходимо обращать на фотографии. Профессиональные бильд-редакторы знают программы, которые позволяют отыскать реальный первоисточник фото или узнать, отредактирован ли снимок, кто его распространил. При желании даже не слишком продвинутый интернет-пользователь может освоить эти программы.


Лина Удовенко, PR-директор Yota

Если работа сделана качественно, недостоверную информацию очень сложно отличить от истины. Этим часто пользуются в информационных войнах, в целях пропаганды, для решения политических, экономических, бизнес-задач. СМИ падки на сенсации и в борьбе за внимание аудитории не всегда проверяют факты, выдавая желаемое определенными источниками информации за действительное. Однако чем солиднее издание, тем меньше вероятность, что информация будет не проверена, хотя и это не панацея. Поэтому, давая рекомендацию, как отличить «фейковую» статью и не попасться на обман, советую обращать внимание не только на известность и репутацию средства массовой информации, но и на то, какие источники указаны в статье, есть ли там цитаты. Если тема провокационная и при этом с объектами новости даже не пытались связаться и выяснить их точку зрения, нет ссылок на документы, не отражены мнения других участников рынка (если речь про бизнес), экспертов – это должно вызывать определенное недоверие. В публикации нет комментариев самих ньюсмейкеров или пометки «от комментария отказались», зато указано мнение «источника, близкого к источнику источника», стоит задуматься об объективности такого мнения и достоверности сообщаемой информации. Читайте разнообразные источники информации, ищите разные точки зрения. Истина где-то посредине.

Александр Зайцев, специалист отдела PR digital-агентства Original Works

Условно разделим такие статьи на «обычные фейковые» и проплаченную «джинсу». У джинсы всегда свой, особенный слог и тон подачи информации. Например, если это интервью, журналист спрашивает, как спикер «добился таких ошеломительных результатов», смог «так успешно внедрить свои уникальные решения» и т. п. Он в принципе задает «правильные» вопросы, ответы на которые выставляют интервьюируемого в самом лучшем свете. Ну и, конечно, от материала нет никакой практической пользы. Некоторые порталы, чей заработок строится исключительно на показах рекламы, грешат всевозможной чернухой и пишут все что угодно, лишь бы повысить трафик. Их легко вычислить по крикливым и порой неадекватным заголовкам формата: «Шок! Под замком Галкина обнаружили янтарную комнату». Если материал слишком «сенсационный», нужно включать внутреннего скептика, искать подтверждения на других, уважаемых ресурсах и все ставить под сомнение.

Екатерина Гераськина, специалист по связям с общественностью Аrtics Internet Solutions

Для многих людей Интернет на сегодняшний день является основным источником информации – люди в Сети узнают новости, ищут различного характера информацию, читают отзывы других людей, покупают товары и услуги. Неудивительно, что именно по этой причине в Интернете появилось большое количество ложной информации, будь то заказная публикация и отзывы или просто статьи, которые могут быть написаны кем угодно, а следовательно, за их качество и достоверность материала никто не несет ответственности.

Как же простому пользователю Интернета не попасться на такой материал и не быть обманутым? Есть несколько простых правил, которые помогут вам научиться фильтровать информацию.

1. Доверяйте только проверенным источникам информации – если вы регулярно читаете новости в Интернете, то используйте известные новостные порталы, которые уже зарекомендовали себя. Сделать список таких интернет-СМИ несложно, это могут быть интернет-версии известных издательств. Еще один признак того, что ресурс тщательно фильтрует и проверяет информацию – это метка «Реклама», если статья публикуется на правах рекламы.

2. Всю информацию нужно тщательно анализировать, сравнивать и сопоставлять данные – не доверяйте только одному источнику, особенно если это касается поиска информации научного характера. Множество статей в Интернете – заказные. То есть статьи, которые пишут райтеры/копирайтеры в целях наполнения сайта контентом, приспособленным к определенные поисковым запросам, а также содержащие информацию рекламного характера (без указания на это). Кроме того, большинство копирайтеров не являются профессионалами в той области, в которой пишут статьи, а потому могут неправильно передать данные.

3. Информацию из социальных сетей нужно фильтровать с еще большей осторожностью. В социальных сетях публиковать информацию может абсолютно любой желающий (за исключением официальных сообществ, где за качеством контента строго следят).

4. Много очень положительных отзывов не бывает. Отзывы – это, наверное, самая большая проблема, с которой сталкиваются читатели. Большинство продавцов покупает отзывы, чтобы поднять оценку своего товара или услугу. Отличить настоящие отзывы от покупных не всегда просто – каждый раз продавцы придумывают все более изощренные способы (развернутые или короткие отзывы, подробное описание товара, правдивые легенды покупателей, разный стиль написания, фотографии и т. д.). Но все же есть несколько простых способов отличить настоящий отзыв отличить от проплаченного: «живой» язык написания, естественные грамматические ошибки, разнообразные отзывы. Часто настоящие отзывы содержат много эмоций. Кроме того, обращайте внимание на дату публикации, а также на количество положительных и отрицательных отзывов. Если вы видите отрицательный отзыв, а после него идет сразу 10 положительных, которые опровергают отрицательную информацию, то, скорее всего, это фейк.

Конечно, все названное не поможет на 100 % защититься от некачественного контента, но по крайней мере старайтесь придерживаться этих пунктов, анализируйте информацию и старайтесь проверять ее на других сайтах.

Аспет Бекмурзаева, PR-директор Sparks Event & PR agency (Казахстан)

Если речь идет о плагиате, то есть множество ресурсов, помогающих проверить подлинность статьи (например, text.ru). «Раскусить» поддельный материал помогут и социальные сети, в том числе и реакция пользователей: их отзывы, отклики, мнения. Соцсети – это, на мой взгляд, один из самых важных инструментов любого пиарщика. В том числе с их помощью мы справляемся с поставленными перед агентством задачами – добиться узнаваемости того или иного бренда, донести до клиента («до народа») качество, философию бренда. Впрочем, это другой разговор.

Возвращаясь к фейкам: мы живем в том мире, где люди иногда предпочитают фейк оригиналу, в том числе из финансовых возможностей. Профессионализм стоит дорого, а имя тем более. Но умный клиент готов платить за качество и сервис. Соответственно, за подлинность, креатив и уникальность. К сожалению или к счастью, PR & Marketing – это иллюзии, красивый мир, куда хотят попасть миллионы. И хорошие маркетолог и пиарщик всегда рядом и чувствуют информационный голод и подают своевременно необходимый контент. А клиент уже сам решает, верить в него или нет. Зависит от ситуации.


Существуют ресурсы, способные помочь провести оперативную проверку изображений на «фейковость»:

1. Findexif.com — бесплатный сервис, на который можно загрузить фотографию или дать ссылку на нее — он определит EXIF-данные (сведения, когда было сделано фото, каким устройством, параметры изображения, иногда можно определить и место съемки).

2. FotoForensics — сайт, который может сделать Error Level Analysis (ELA), то есть найти «дорисованные» или вставленные в фотографию при редактировании фрагменты. После обработки программа выдает снимок, где измененные области будут выделяться на фоне других. Кроме того, программа также предоставит EXIF-данные.

3. Google Search by Image, поиск в «картинках» «Яндекса» и программа TinEye — обратный поиск изображений, сюда можно загрузить фото, чтобы найти его оригинальный источник и посмотреть, где оно еще публиковалось.

4. JPEGsnoop — программа для установки на компьютер, позволяет посмотреть метаданные не только JPEG, но и форматов AVI, DNG, PDF, THM. Ее можно использовать для многих целей, например, она позволяет увидеть, редактировалось ли изображение, выявить ошибки в поврежденном файле.

5. Если метаданные фотографии по каким-то причинам недоступны, можно внимательно изучить снимок. Обычно в кадр попадает немало деталей, способных помочь идентифицировать место и время, — страна, погода, иногда даже сезон и другие тонкости, помогающие определить подлинность фото. Разобраться в местоположении можно с помощью Google Maps или Panoramio. Geofeedia — сервис, который обрабатывает посты Twitter, Flickr, YouTube, Instagram и Picasa с использованием GPS и затем представляет их в виде коллажа. Программа агрегирует результаты по заданному местоположению.

Примечательно, что поддельные фотографии могут встретиться даже в самых авторитетных источниках, таких как Reuters. В 2006 году сотрудник этого агентства фотограф Аднан Хаджж фальсифицировал снимки из Бейрута — города в клубах дыма после бомбардировки израильской авиации. Когда опубликованное фото разошлось по крупнейшим изданиям, профессиональные фотографы и блогеры стали замечать, что снимок подвергся обработке в Photoshop. Обнаружилось, что Хаджж позаимствовал и обработал снимок Бена Кертиса из Associated Press. И хотя фальсификатора уволили, а снимки его удалили из банка агентства, не исключено, что немало его произведений продолжают гулять по сети.



Можно также проверить личность человека, который распространяет информацию. Для этого есть несколько различных ресурсов, например Pipl.com — предназначен для поиска «интернет-следов» пользователя, помогает его идентифицировать и найти фотографии. Программа производит поиск во всех американских сетях (Facebook, LinkedIn, MySpace) — для этого нужно ввести имя и фамилию латиницей. Особенность сервиса в том, что поиск происходит в скрытом интернете (the deep Web), который игнорируется обычными системами. Еще есть ресурс WebMii — ищет ссылку с именем человека, дает рейтинг «веб-видимости», с помощью которого можно установить фейковые аккаунты. Для поиска в Рунете можно использовать сервис people.yandex.ru.

Если не все, то хотя бы некоторые из перечисленных в этом обзоре действий должны войти у нас в привычку, тогда в интернет-пространстве станет гораздо легче найти правдивую информацию.

pr-agentstvo.com
adindex.ru




Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments