Недопустима фальсификация и переписывание страниц прошлого в угоду политической и экономической конъюнктуре. По тем, кто стреляет в историю из пистолета в настоящем, в будущем история выстрелит из пушки. Вольно общаясь с историческими фактами, сами того не желая, мы подкладываем мину под собственное будущее. Поэтому к прошлому мы должны относиться бережно и с пониманием, не игнорируя и не зачеркивая факты, которые имели место.
О Рихарде Зорге написано довольно много статей, поставлено много спектаклей и снято фильмов. Вряд ли эта статья добавит что-то кардинально новое из его жизни. Но мне хотелось осветить некоторые моменты биографии Зорге и прежде всего их трактовку на страницах западной печати и в книгах западных исследователей.
Как известно, осенью 1941 года под Москвой и зимой 1942-го в битве на Волге были остановлены и разгромлены отборные фашистские войска. В грандиозных сражениях, определивших ход Второй мировой войны, существенную роль сыграли отлично оснащенные и свежие сибирские дивизии. Они были переброшены с Дальнего Востока после того, как удалось установить, что императорская Япония не планирует нападать на Советский Союз. Серьезным основанием для этого послужило сообщение из Токио нашего легендарного разведчика.
Английский литератор Чарлз Уайтон в книге «Величайшие разведчики мира» писал:
«Рихарда Зорге с полным на то основанием называют крупнейшим разведчиком периода Второй мировой войны. Советский Союз и косвенно весь коммунистический лагерь многим обязаны этому русскому агенту, сумевшему на протяжении нескольких лет аккуратно информировать Москву едва ли не о всех тайных замыслах стран оси (Германия, Италия, Япония). Сведения, которые Зорге сообщал Советам в критическом 1941 году, помогли им удержать столицу и, вероятно, сыграли первостепенную роль в победе Красной Армии на берегах Волги восемнадцать месяцев спустя».
Бывший шеф Центрального разведывательного управления США Аллен Даллес в книге «Искусство разведки» отмечал:
«Основным достижением группы Зорге было предоставление Сталину в середине 1941 года определенных доказательств, что японцы не имели намерений нападать на Советский Союз и концентрировали свои усилия против Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, то есть затевали тактику Пирл-Харбора. Эта информация была равноценна многим дивизиям…»
Немецкий писатель Г. Кирст:
«Разведчику необходимы знания, знания хозяйственной и политической жизни страны, которой он занимается. Зорге шел много дальше. Он был разведчик и исследователь одновременно. Он сам собирал, отбирал и оценивал факты. Он не составлял „мозаики“, а давал анализ…»
Но наряду с объективными оценками великого разведчика были и другие. Автор документальной книги генерал Уиллоуби видит жизненный путь Рихарда Зорге совсем по-другому. Публикуя автобиографию Зорге, мистер Уиллоуби комментирует:
«Это редкая возможность проследить за психологической эволюцией человека, который из молодого патриотически настроенного солдата превратился в орудие Кремля».
Но хотелось отметить, что Рихард Зорге был прежде всего думающей личностью, с независимым аналитическим складом ума. Еще в школе за то, что он разбирался в текущих германских проблемах много лучше товарищей по учебе, его прозвали «премьер-министром». Профессор-этнограф А. З. Зусманович предполагал, что Зорге станет крупным ученым. А сотрудники МИДа высказывались о нем как о прирожденном дипломате.
Многочисленные писатели, очевидцы и не очевидцы рисовали жизнь Р. Зорге в Токио так…
Из бара «Рейнгольд» со свастикой, он в обнимку с глубоко декольтированными женщинами перекочевывал в ресторан «Фледермаус», где не было полотнищ со свастикой, но был знаменитый шотландский виски. Приемы и гейши, прогулки на белоснежных яхтах и фотопленки в букетах роз, легкие победы и крепкое вино, неуловимый, вездесущий, таинственный…
Таким обычно выглядит Зорге под пером западных «популяризаторов», но все это ложь. Никогда не существовало супермена и супершпиона Зорге. Как он сам объясняет секрет своего успеха в Токио:
«Главными причинами, создавшими мое положение в посольстве, были мой большой запас общей информации, мои обширные знания Китая и детальное изучение Японии. Без этого, несомненно, никто из работников посольства не стал бы обсуждать со мной политические вопросы или просить у меня совета по секретным проблемам…»
Арест Зорге и его помощников японской контрразведкой стал для германского посольства эффектом разорвавшейся бомбы. Фашисткий посол в Японии Эйген Отт и полковник Мейзингер постарались преуменьшить свою роль в отношениях с советским разведчиком и, чтобы как-то объяснить свой громадный провал, принялись сочинять разные небылицы о Рихарде. Так возникли легенды о Зорге-сверхчеловеке…
Завершая статью, хотелось бы отметить, что тема Второй мировой войны на Западе полностью мифологизирована. В американских учебниках истории ничего не сказано о решающем вкладе в Победу Советского Союза, зато на все лады превозносится подвиг Америки в деле освобождения Европы от орд русских захватчиков. Может, благодаря такой фальсификации на Земле так много различных региональных конфликтов?
Автор: Максим Левин
Journal information