Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

В театре его называли Гошей



18 апреля исполнилось сто лет со дня рождения Георгия Вицина – одного из самых любимых в народе артистов. На протяжении многих лет Георгий Михайлович работал в Театре им. Ермоловой, был в приятельских отношениях с его нынешним президентом Владимиром Андреевым. И сегодня, в день юбилея, Владимир Алексеевич поделился  своим очерком о Георгии Михайловиче.


– С творчеством Георгия Вицина я познакомился еще до того, как стал артистом Театра им. Ермоловой, где Георгий Михайлович работал с конца 30-х годов. Произошло это совершенно случайно. У меня был близкий знакомый Борис Владимиров. Тот самый, что в паре с Вадимом Ионковым изображал замечательный дуэт двух старушек – Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну. И вот как-то Борис мне сказал: «Пойдем Вицина смотреть». – «А кто это?» – поинтересовался я. – «Как, ты не знаешь? Тогда ты не знаешь настоящего юмора».

И вот мы пришли в Ермоловский театр на спектакль «Невольницы», поставленный моим учителем Лобановым. На сцене возникло нечто неожиданное. Вицин тогда был совсем молодой – ему было лет 30 – а на сцене появился пьяненький, худенький, жалкенький старичок с красным носиком и согбенной спиной. В какой-то синей в горошек косовороточке, в жилетке, в панталонах, вытянутых на коленях. И заговорил старичок каким-то странным голосом. Он потом во многих ролях этот фальцет, этот тембр использовал. Можно было бы сказать: «Какая штампяра». Но этот «штамп» обладал таким количеством модуляций, в нем было столько диезов и бемолей, что он всегда был похож на себя и всегда разный.



Так и слышу, как горничная его спрашивает: «Где вы пропадали? Почему Вас на месте не было?» А Вицин эти своим голосом отвечает: «Мое место много превозвышенней...» И у тебя возникает чувство, что действительно место этого человека – не в передней сидеть. Или та же горничная упрекает его: «Вы же зарок давали!» А он ей грустно и спокойно: «Поневоле пить перестанешь, коли денег нету». И сразу видна не только судьба этого персонажа Островского – возникает длинные ассоциативный ряд, приводящий в сегодняшнюю деревню, в современную Россию.



Вицин был невероятно органичен в любой роли и никогда не «наигрывал». Его «комикование», какие-то приемчики, штампы были только его. Он был большим артистом. И вот что странно – смешным и не очень смешным.



Я его всегда называл Георгием Михайловичем. Так и не осмелился прейти с ним на ты и называть Гошей. В театре его звали так многие. Он не обижался. Но иногда в его глазах мелькало что-то похожее на недоумение, но только чуть-чуть, без раздражения. Его часто копировали – в чистую. Причем, актеры, обладающие совсем другой фактурой. Может, они и сами не понимали, что копируют Вицина. И вот что закономерно – старались делать то же, что он, но это было абсолютно не смешно. Наверное, сила его индивидуальности не давала другому артисту внести что-то свое. Его юмор был когда-то чуть-чуть грустноватым, но очень смешным – что за сочетание такое? Как-будто физику он умел совместить с метафизикой.

А вицинские мизансцены! Они рождались буквально на ходу. Иногда прямо во время спектакля возникала отклонение от уже привычного. Конечно, это многих раздражало. Иногда за кулисами слышалось: «Гоша, ты же всегда не там стоял». – «Ну и что?» – отвечал он тихо. «Так ведь все ломается». А он так же тихо, не скандально: «Ломается – у тебя?» На этом разговор заканчивался.

Ему особенно удавались старики – интересные, смешные, трогательные. И выглядели они очень по-доброму – сейчас это немодно. В «Укрощении укротителя» Флетчера он играл старика Морозо, решившего вдруг жениться. Он играл его блистательно. У него там были очень серьезные партнеры. Я уже говорил, что Петруччо играл Иван Иванович Соловьев – актер жесткой и «полезной» школы великого Хмелева. Он сильно играл, но как же ему иногда мешал Вицин. Вдруг после мощного монолога Петруччо, где была и мужская обаятельность, и сила, Морозо кротко произносил: «Я стар, я слаб, и, как цыпленку, теплоты мне нужно…» Зал затихал, а затем взрывался аплодисментами. После его реплик зал хохотал. Это не всем нравилось. Часто, когда он уходил со сцены, партнеры ему говорили: «Гоша, ну нельзя же так смешить. Нельзя же так тащить одеяло на себя». А он ничего не «тащил». Он не мог иначе. Он был так органичен в своих острозхарактерных проявлениях, что, стоило меу появиться на сцене, в зале катались от смеха. Вспоминаешь Вицина на сцене – и как будто исчезает время. Кажется, это было совсем недавно. В «укрощении укротителя» была сцена, когда Морозо потянулся к моей невест е. Она залепила ему пощечину, а я, наблюдавший его ухаживания, хватал его за нос. Я был страшно зажат, старался ничего не забыть. После первого моего спектакля Аицин аккуратно мне сказал: «Володьк, ыт в следующий раз нос мне только не оторви, ладно?» И все…



Играл он, естественно, и молодых. Помню, спектакль Павленко «Счастье», где у Вицина была роль молодожена. Там у него был такой трогательный хохолок, который перешел потом в фильм «Запасной игрок». Позже Виктор Розов принес нам пьесу «Вечно живые», и Вицин должен был играть десятиклассника, хотя ему было уже под сорок. Он даже стыдился репетировать. Говорил: «Ребята, ну как я буду - ведь настолько старше вас». Он с тоской приступил к репетициям, но на сцене был чистый парень-попрыгунчик. Он действительно был человеком без возраста – ему можно было дать 12 лет, а можно – 18. Но когда он чувствовал себя не очень ловко, то вскакивал на диван и начинал на нем бешено прыгать, как на батуте. Это было уморительно смешно, и зритель – особенно юный – начинал хохотать. Но он все-таки ушел из этого спектакля. Его заменил хороший актер, но спектакль потерял свое обаяние. Вицинское. <…>

После «Запасного игрока» Константин Воинов пригласил его на главную роль в фильме «Женитьба Бальзаминова». До того как перейти в кино, Воинов был актером и режиссером Ермоловского театра. Он прекрасно знал возможности Вицина, и на экране возник милый, трогательный и беззащитный Бальзаминов, младший брат других персонажей пьес Островского. Любопытно, что Георгию Михайловичу в это время было 48 лет, хотя герою не больше двадцати. И ведь никаких компьютерных эффектов тогда не существовало. А маменька Бальзаминова - актриса Людмила Шагалова – в реальной жизни была на пять лет моложе «сына». <…>

Вицин был неимоверно деликатен. Его внутреннее раздражение никогда не выходило наружу ни на сцене, ни в жизни. В какой-то момент эта деликатность стала множиться на легкую горечь от общения с людьми. В 60-70-е годы была такая программа, как бы сказали сейчас, «проект», под названием «Товарищ кино». Актеры ездили по городам и весям, ступали на стадионах. И вот как-то мы приехали в Белгород. Разместились, и Вицин говорит: «Что0то мне фруктов захотелось». А надо сказать, он увлекался йогой, но еще до этого увлечения его меню отличалось от обычного. И вот идем мы на рынок. И рынок начинает существовать волнообразно, перекатываться в соответствии с нашим маршрутом. Мы выбираем арбуз, дыню, нас сопровождает группы молодежи. И вдруг один артист посмотрел на девушку и говорит: «Ох, хороша девчонка!». У нее действительно были потрясающие глаза – огромные, полные восторга. Она впервые видела рядом с собой живых артистов. Этот артист спрашивает ее: «Вы любите кино?» - «Да!». – «Хотите я Вам расскажу много интересного про кино?» - «Да!»



Доходим до гостиницы, и этот артист говорит нас с Вициным: «Ребята, отколитесь». И начинает ей что-то банальное рассказывать о кино, а девочка слушает, затаив дыхание, и ничего дурного не подозревает. Входят они в его номер, и не успела дверь захлопнуться, как Вицин мне говорит: «Володьк, надо девчонку все-таки уберечь – кто его знает…» – «Что же делать?» – спрашиваю. – «Стучать!» И мы стучим. Открывается дверь. Девочка стоит у стены и взирает на нашего товарища как на ожившего Аполлона. Он смотрит на нас взглядом не очень добрым. А мы берем девочку за руки и говорим: «Мы тебе тоже все про кино расскажем. Нас двое, значит, и расскажем мы тебе намного больше». И увели ее. Это был поступок Вицина.

Вся его жизнь была замешана на парадоксах. Он был знаменитым актером, но ненавидел публичность. В молодости играл стариков, в старости – молодых. На экране очень убедительно выглядел алкашом, а сам не пил даже пива.

<…> Он не любил актерских закулисных компаний. Человек очень интеллигентный, из вежливости давал денежку, когда другие бежали за бутылкой, чтобы отметить успех. Сам же садился с краешку – присутствовал, но не участвовал. Никогда себя не навязывал, в спор старался не вступать. Негромкий был человек.

Амплитуда его знаний и чувствований была много шире, чем у большинства партнеров. Может быть, поэтому жизнь дарила ему щедрые знакомства. В театре работала прекрасная актриса Надежда Тополева, первая жена Николая Павловича Хмелева. Она ощущала уровень таланта Георгия Михайловича, уровень его личности. Была ему очень предана и относилась к нему, как к ребенку.

Пыталась предостеречь:
– Гоша, не зли ты их!»
– Я ничего такого не делаю.
– Не делаешь, а получается.



Свою главную любовь Вицин тоже нашел в Ермоловском театре. У нас в бухгалтерии работала племянница Мичурина Тамара Федоровна. Они поженились, и у них родилась дочь Наташа. Она очень хорошо рисовала, и Георгий Михайлович приносил в театр ее работы и тем, к кому хорошо относился, с нежностью их показывал.

Незадолго до его ухода в мир иной они с Юрием Никулиным появились в нашем театре. На фестиваль детей-инвалидов их привела очень любившая обоих Наталья Селезнева. Они сразу же согласились. Помню, Вмцин окинул взглядом стены и вдруг произнес: «Как странно, вдруг захотелось что-то сыграть на ермоловской сцене…» Я уцепился: «Ну так давайте, Георгий Михайлович, хоть эпизод!» – «Володь, надо подумать». Это была наша последняя встреча.(с)

Текст приводится по книге Владимира Андреева «Один бесконечный сюжет» (автор-составитель Елена Владимирова. Изд. «Зебра Е»).



Tags: #Помнить все, актеры
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments