Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Психологический феномен - перенос



Почему мы и наши знакомые по-разному воспринимаем одних и тех же людей? Почему так легко влюбиться в какого-нибудь артиста? Ответить на эти вопросы помогает понимание одного из основных психических механизмов - проекции.


В психоанализе перенос — это процесс, в ходе которого один человек проецирует на другого собственные чувства и переживания.

Когда Фрейд начинал свою терапевтическую практику, то, как и его коллеги, укладывал своего пациента на кушетку и вел записи, в которых отражалось содержание беседы. Один из терапевтов сказал Фрейду: «Знаешь, оказывается, я ужасно привлекательный и сексуальный мужчина. Вчера я вел прием, а после сеанса моя пациентка неожиданно бросилась мне на шею...» Фрейд задумался над этим эпизодом, и у него мелькнула догадка: когда пациентка лежит на кушетке, голос аналитика она воспринимает как бы со стороны. В ходе разговора воскрешаются давние впечатления, восстанавливаются детские эмоциональные переживания. Голос, льющийся от изголовья, рождает образ отца, с которым неожиданно и проигрывается партитура давно забытых отношений. Чувства, которые вдруг возникают в ходе сеанса, относятся вовсе не к аналитику. Они перенесены с отца на терапевта.

После первой беседы с пациентом я обычно прошу его (или ее) записать дома впечатления от беседы. Мне интересно, куда поведет собеседницу (или собеседника) его бессознательное. Беседа наверняка вызвала смятение чувств: ведь мы говорили о душевной боли.

Дома он (или она) присели за стол, чтобы сделать записи. При этом думалось одно, а написалось вдруг другое... Стоит только прижаться к столу, как из глубин подсознания поднимается нечто...

Одна женщина пишет: «Павел Семенович мне понравился. Мне даже показалось, что он похож на Пастернака, у него большие синие глаза». Глаза у меня не синие, а карие. И на Пастернака я вовсе не похож... Что за блажь? Кто понравился моей пациентке — я или кто-то другой? Сомнений нет: она сама создала этот условный образ, можно сказать, спроектировала его.

Проекция (лат. — бросание вперед) — психологический механизм, благодаря которому собственное содержание бессознательного приписывается другому лицу.

Мы склонны считать, что мир таков, каким мы его видим, что и люди таковы, какими мы их себе воображаем. Собственные мысли, чувства, переживания мы переносим на других. Проекцию в этом случае можно рассматривать как переложение субъективного внутреннего содержания на внешний объект. Этот процесс имеет бессознательный характер. Он обнаруживает себя как спонтанный, а не волевой акт.

Одна студентка рассказывает мне на индивидуальном сеансе психоанализа: «Когда вы начали читать нам лекции, то очень мне понравились как мужчина. Мне даже показалось, что и я вам приглянулась. Но потом вы мне разонравились, потому что много говорите о сексе». Нетрудно догадаться, что она демонстрирует проективный механизм. Ее рассказ имеет ко мне косвенное отношение. Я вовсе не заприметил ее в студенческой аудитории, да и о сексе не рассказывал параноически много. Просто я читал лекцию о Фрейде. Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Можно предположить, что в основе ее проективных фантазий лежат собственные сексуальные проблемы. Она перенесла их на меня, и оказалось, что я сексуальный маньяк. Не будь этого, возможно, между нами возникло бы долгое и прочное нежное чувство.

А вот отрывок из дневника. Женщина пересказывает свой сон: «Я гуляю с вами по Парижу. Вы, Павел Семенович, молодой, высокий и красивый. Меня радует все, что я вижу вокруг. Вы меня держите за руку и я чувствую какую-то нежность и к вам, и ко всему, что меня окружает. Неожиданно вы предлагаете мне зайти в больницу, где лежит ваша дочь. Я не задаю вам вопросов, хотя и не могу понять, откуда у вас появилась дочка? Мы заходим на красивую зеленую территорию больницы. Потом мы идем по узкому длинному и темному коридору. У меня появляется ощущение, что я здесь уже была и мне все знакомо. Мы заходим в палату, и я вдруг вижу маленькую девочку на подоконнике, которая смотрит в окно и буквально обливается слезами, но делает она это тихо, почти беззвучно, будто хочет скрыть это от всех. Вы подходите к окну и берете ее на руки, а я в этот момент смотрю в окно, куда смотрела девочка, и вижу свою маму, молодую, она уходит за пределы больницы. У меня защемило сердце, в этот миг я отворачиваюсь и вижу, что стою одна в высоком зале огромных размеров. Когда я проснулась, то у меня было неприятное ощущение от сна. И я вспомнила, что такой эпизод действительно со мной был, и даже почему-то мне вспомнились слова врача, который сказал мне, что если я буду плакать, то маму ко мне больше не пустят. Это воспоминание на меня сильно подействовало, и мне захотелось плакать, так мне стало жалко себя».

Кто же тут «молодой и красивый»? Ясное дело не я: молод я, разумеется, был, относительно красивым, возможно, тоже, но вот высоким не был точно. Да это и не обо мне. «Моя» дочка — это сама пациентка. Она ведь вспомнила, как лежала в больнице и тоскливо смотрела в окно. А тот, о ком пишет моя чаровница, — это проекционный образ ее отца. Обидно, конечно, не побывать в Париже с молодой и красивой женщиной, но что поделаешь?

Механизм проекции показывает, как раздражение или аффект, переживаемый кем-то, может получить ложную направленность. Вспомним Грибоедова: «Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» Но действительно ли «этот» субъект служит источником тех или иных болезненных чувств? Или в силу различных психологических закономерностей в качестве виновника оказывается совсем другое лицо или обстоятельство?

Помните, у Ильфа в записной книжке рассказывается о некой старой деве, которая боялась выйти на улицу, потому что там мужчины.

— Почему вы боитесь мужчин? — спрашивают у нее, — ведь они одетые.

На что она непременно отвечает:

— Да, но под одеждой-то они голые. Вы меня не собьете...


Старая дева, одолеваемая эротическими видениями, приписывает их другим людям. Ханжа обвиняет всех в распущенности. Тайный растлитель подозревает, что все люди таковы. Основываясь на проекции, человек создает сложную сеть взаимоотношений, которые часто не имеют ничего общего с самой реальностью. Однако данный механизм, несмотря на свою иллюзорность, облегчает межличностные отношения.

Вот что пишет одна их моих студенток: «Теперь я понимаю, почему некоторые мои однокурсники испытывают к вам смутно отрицательные чувства...» Прямо в точку! Когда я начинаю работать с пациентом, я предупреждаю его, что наши отношения будут драматургически обостренными и различными: могут возникнуть неприязнь, конфликт, отчуждение. Ведь в процессе работы я беру на себя множество проекций. Строго говоря, эти чувства не имеют отношения ко мне лично. Работает безотказный механизм проекции. Меня воспринимают как отца и излагают мне детские обиды. Я могу оказаться в роли «отвергнутого любовника» или сладкой персонификацией первой любви...

Из книги П.С. Гуревича «Практическая психология для всех»


Tags: #психология
Subscribe
promo otevalm август 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments