Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Дозор вне времени

Виктор Васнецов изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на картине «перепутал» все эпохи — историческая достоверность только мешала ему.



Это полотно стало для Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно; летом — за город. «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей.


Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.

«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» — так Васнецов изложил задумку в письме своему учителю Павлу Чистякову.

Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определенным временем.


1.  Добрыня Никитич

По разным былинам, «сын богатого гостя рязанского», боярин или родственник князя. Во времена Васнецова исследователи отождествили Добрыню с тезкой из летописей — дядей великого князя Владимира, крестителя Руси. Добрыню Васнецов писал с Василия Поленова, однако придал персонажу черты отца, дяди и свои собственные.


2. Илья Муромец

По былинам, «крестьянский сын» и «старый казак». Историки XIX века нашли несколько его прототипов. Основной — святой старец, похороненный в Киево-Печерской лавре: согласно былинам, Илья в конце жизни ушел в монастырь. Про киево-печерского богатыря говорили, что у него было прозвище Чоботок («сапожок»), так как он отбился от врагов одним сапогом. Для Ильи Васнецову позировали два натурщика: крестьянин и извозчик.


3. Алеша Попович

В былинах этот «сын соборного попа ростовского» молод и хитер. Историки нашли в летописях его прототип — княжеского дружинника Александра Поповича. По одним источникам, он жил в XIII веке и погиб в битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223 году, по другим — жил в начале или в конце XI века. Алешу Васнецов писал с Андрея, сына его друга и мецената Саввы Мамонтова.


4. Крест. В былине Добрыня убил Змея ножом, который носил на нательном кресте. Современник Васнецова фольклорист Всеволод Миллер полагал, что сюжет о сражении былинного героя со Змеем отражает борьбу насаждаемого князем Владимиром и его дядей Добрыней христианства с язычеством. На картине, однако, у богатыря крест другого типа — энколпион, в котором хранили реликвии. Его носили поверх одежды как оберег и украшение.


5.  Меч — атрибут военной знати, принадлежность героя к которой хотел подчеркнуть художник.


6.  Греческий колпак. Эти шлемы назывались так, поскольку были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно, его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог, выданная за Ивана III.


7.  Одежда и доспех. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.


8.  Шишак Ильи — самый популярный тип шлема на Руси XVI века. Иногда на них надевали более вытянутые шеломы — для дополнительной защиты.


9. Гривна. По Никоновской летописи, ею князь наградил Александра Поповича за победу над врагами.


10. Юшман — кольчато-пластинчатый доспех, заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.


11. Сложный лук делали из нескольких планок разных пород дерева. Стрелы у оперения красили в разные цвета, чтобы легче было найти в колчане нужную: для пробивания брони, поражения лошадей неприятеля и т. д.


12. Гусли у седла Алеши — намек на его склонность к развлечениям.


13. Молодая поросль на переднем плане, будущие могучие ели — метафора преемственности поколений.


14. Курганы. За героями — могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей.




ХУДОЖНИК
Виктор #Васнецов


1848 — Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862–1867 — Учился в Вятском духовном училище и духовной семинарии.
1868–1875 — Занимался в Петербургской академии художеств.
1876–1877 — Ездил во Францию.
1878 — Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и переехал из Петербурга в Москву.
1880–1881 — Создал «Аленушку».
1882 — Написал картину «Витязь на распутье».
1883–1885 — Работал над фризом «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
1885–1896 — Расписывал Владимирский собор в Киеве.
1897 — Написал полотно «Царь Иван Васильевич Грозный».
1898 — Закончил работу над «Богатырями».
1926 — Умер от паралича сердца.


vokrugsveta.ru


Tags: #Васнецов, живопись
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments