Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Каслинский чугунный павильон



Каслинский чугунный павильон – один из наиболее интересных экспонатов музея, он зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет – феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Прославленный шедевр уральских мастеров неизменно привлекает внимание посетителей.


Павильон был создан по проекту талантливого архитектора из Санкт-Петербурга Евгения Евгеньевича Баумгартена к началу Всемирной выставки в Париже 1900 г. и представлен на ней в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых на рубеже веков входил Каслинский чугунолитейный завод.

Самые лучшие заводские мастера изготовили свыше 1500 чугунных деталей, из которых состоит павильон. Изучая личные клейма формовщиков (первую букву имени и фамилию, которые имеются на некоторых деталях), можно установить их авторство - П. Тепляков, Н. Тепляков, А. Мочалин, А. Торокин, В. Агеев, С. Агеев, Ф. Самойлин, П. Самойлин, М. Игнатов, В. Тимофеев, В. Кузнецов, С. Хорошенин, И. Захаров, Г. Пермин и П. Рязанцев.


Касли. Заводской поселок. Фото С.М. Прокуина-Горского (начало 20 века)

Детали, отлитые мастерами, при сборке павильона соединялись между собой в довольно крупные блоки, крепившиеся штифтами к деревянным рамам, составлявшим каркас сооружения. Павильон был создан за очень короткий срок. В Париж его доставили, разумеется, в разобранном виде. Вместе с ним в столицу Франции отправились 25 самых лучших каслинских мастеров, отвечавших, прежде всего, за сборку выставочной витрины горного округа.


Отделка литейных форм на Каслинском литейном заводе (начало 20 века) фото С.М. Прокудина-Горского


Формовочная мастерская Каслинского завода (начало 20 века) фото С.М. Прокудина-Горского


Художественные изделия в формах (начало 20 века) фото С.М. Прокудина-Горского

В Париже искусство каслинских мастеров заслужило самую высокую оценку и благодаря столь эффектному экспонату завоевало Гран-при Всемирной выставки по разделу «металлические изделия». После ее окончания павильон был разобран и отправлен обратно на Урал. Может показаться невероятным, но в 1921 г. выставочную витрину Кыштымских горных заводов едва не уничтожили.

Стремясь обеспечить выполнение производственного плана в условиях хозяйственной разрухи, и не понимая культурной значимости павильона, директор Каслинского завода Н.Ф. Захаров приказал переплавить уникальные чугунные детали для производства бытовой продукции. Каслинские мастера предотвратили полное уничтожение своего шедевра, направив нарочного в Уралобком (г. Екатеринбург) с письмом о необходимости сохранения Каслинского павильона.


Каслинские механические мастерские для отделки художественного литья (начало 20 века) фото С.М. Прокудина-Горского

Свою лепту в его спасение внесли работники Уральского областного государственного музея, отправившие письма в защиту павильона партийному руководству области. Впоследствии, в 1936 г. сохраненные детали Каслинского павильона были переданы в только что открытую Свердловскую картинную галерею (с 1988 г. – Музей изобразительных искусств), которая образовалась из художественного отдела Свердловского краеведческого музея.


Павильон на выставке в Париже 1900 год

И, поскольку значительная часть уникального культурного памятника была уничтожена в 1921 г., возникла прямая необходимость в его реставрации. Здесь особая роль принадлежит выдающемуся уральскому ученому-исследователю, профессору, доктору искусствоведения Борису Васильевичу Павловскому (1922 – 1988). Он изучил сотни архивных документов, посвятил павильону и каслинскому литью ряд газетных и журнальных публикаций, совершил серию научных командировок в г. Касли, в результате чего обнаружил старинные фотографии и описания Каслинского павильона.



Важнейшей вехой в истории реставрации шедевра стал май 1957 г., когда бригада из 24 специалистов под руководством начальника участка художественного литья С.М. Гилева и мастера А.Д. Блинова приступила к непосредственному восстановлению павильона, открытие которого для публики состоялось 3 мая 1958 г.

В 1985 г. картинная галерея получила второе здание, поэтому возникла необходимость переноса и, одновременно, повторной реставрации Каслинского павильона. Уникальная работа была выполнена бригадой из четырех специалистов Свердловского зонального отделения «Росмонументискусства» (В.П. Сакнынь, А.Л. Никифоров, О.П. Губкин и руководитель - Ю.П. Сакнынь).

Старший скульптор Каслинского завода А.С. Гилев изготовил по фотографиям и нескольким сохранившимся фрагментам модели штандартов; группа заводских мастеров восстановила детали верхнего яруса. К 2000 г. были позолочены фоны для некоторых рельефов (что соответствовало авторскому замыслу Е.Е. Баумгартена); в 2010 г. златошвеи Ново-Тихвинского женского монастыря придали прежний облик бархатному балдахину над центральным входом павильона, расшив бархат изображениями торговой марки Кыштымского горного округа.



Особая роль в изучении Каслинского павильона после Б.В. Павловского принадлежит известному екатеринбургскому искусствоведу, участнику его восстановления в 1985 г., автору увлекательной монографии о художественном литье каслинских мастеров Олегу Петровичу Губкину

Именно он установил, какие информационные источники Е.Е. Баумгартен использовал при работе над декором павильона. Архитектор соединил древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, заимствуя их из образцов, приведенных в «Сборнике византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным» и монографии Н.Ф. Лоренца «Орнамент всех времен и стилей».

Шедевр каслинских мастеров действительно завораживает великолепием архитектуры и декора, в котором выделяются образы вещих женщин-птиц, горельефы которых были отлиты по мотивам известной картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни Радости и Печали». Фантастические персонажи древнерусских сказаний объединены в одном небольшом архитектурном произведении.



Черная окраска чугуна строго и торжественно сочетается с блеском и яркостью золочения, с благородством красного и желтого бархата. В советское время золочение отсутствовало, его заменял слой бронзовой краски. Как уже отмечалось, в 2000 г. реставрационные работы по золочению павильона были завершены и, таким образом, полностью воссоздана идея, предложенная Е.Е. Баумгартеном более века назад.

По материалам сайта Наш Урал


Tags: Урал
Subscribe
promo otevalm август 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments