Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Гений богемы


Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа

Связь французского художника Анри де Тулуз-Лотрека с танцовщицей Ла Гулю трудно назвать любовью. Особенно если учитывать тот образ жизни, который вели оба - и вместе, и по отдельности.

Результатом поверхностных и недолговечных отношений великого живописца Тулуз-Лотрека и танцовщицы Ла Гулю стали картины, которые, к сожалению, только после смерти живописца были оценены в миллионы долларов.


Знатный карлик

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в 1864 году в родовом поместье в городе Альби. Этот очаровательный потомок старинного аристократического рода с детства был окружен восторженным почитанием. Родные называли его Маленьким Сокровищем. Мальчик вдобавок к привлекательной внешности обладал еще легким характером и талантом к рисованию. Единственным, чем было омрачено детство Анри, стало слабое здоровье. Его родители приходились друг другу двоюродными братом и сестрой: у близких родственников часто рождаются нездоровые дети.

Анри много болел, но до 13 лет с ним ничего фатального не происходило. А потом он сначала сломал одну ногу, через год - другую. После этого конечности юного графа перестали расти. По разным данным, его рост был от 147 до 152 сантиметров. Выглядел Тулуз-Лотрек странно: массивное туловище с большой головой и толстыми губами было как будто насажено на короткие ножки.

Родные очень переживали за свое Маленькое Сокровище. А мальчик как будто и не унывал: юный граф отличался легким, незлобивым нравом. Анри вырос симпатичным человеком и тонким, ироничным собеседником. Хотя, как показала жизнь, он глубоко переживал из-за своего физического недостатка. Иногда Тулуз-Лотрек с грустью говорил о себе, что будь он здоров, стал бы хирургом или спортсменом. Повзрослев, художник шутил: «Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я!» И сам разражался диким хохотом. Все смеялись вслед за карликом.

Побег из семьи

Когда Анри стукнуло 20, он ушел из уютного родового гнезда. И куда? Граф переселился на Монмартр. В те годы в качестве места постоянного обитания этот холм стали выбирать представители богемы. Не стоит думать, что служители муз занимались лишь искусством. Многие художники становились посетителями кабаре, в которых девицы лихо отплясывали канкан, задирая ноги чуть ли не до небес.

Луизе Вебер в 1890 году было 19 лет (по другим данным - 23 года), и она недавно стала звездой нового кабаре «Мулен Руж». Как и все работницы заведения, она получила кличку. Луизу стали звать Ла Гулю, что в переводе означает «обжора». Девица была настолько прожорлива, что после представления обходила столики - доедала недоеденное и допивала недопитое клиентами.

Анри Тулуз-Лотрек к моменту знакомства с Ла Гулю был завсегдатаем кабаре и публичных домов. От обычных посетителей его отличала не только нестандартная внешность. Граф не выпускал из рук бумагу и карандаш. В уставших и развратных девках он пытался увидеть, как сам говорил, нечто человеческое. И находил, запечатлевая их позы в разнузданных танцах, рисуя, как усталые проститутки валяются на кровати, как лихо пьют за столом.

Особое внимание он уделял длинным, стройным ногам танцовщиц - тому, чего его лишила болезнь.

По всей видимости, в Ла Гулю его привлекли именно ноги. Они у нее были не только отменно стройны и длинны. Луиза придумала новый вид канкана. Она высоко задирала ногу, хватала ее за пятку, а потом с диким криком падала на пол на шпагат. Такой акробатический этюд не мог не произвести впечатления на возбужденную разнузданной танцовщицей публику.

Тулуз-Лотрек - своего рода ценитель женской красоты - впечатлился не только дарованием Ла Гулю. В его душу запала и ее внешность: маленький розовый рот, небольшие холодные голубые глаза с металлическим блеском, орлиный носик, белая кожа, пучок светлых волос на макушке.

А уж танец, во время которого Обжора так вертела задом и животом, что у любителя исключительной плотской любви Анри в глазах становилось темно...

Ее партнер по танцам (он же и учитель), носивший кличку Валентин Бескостный, был по профессии виноторговцем. В кабаре этот необычайно гибкий человек (из-за этого и прозвище) плясал исключительно из любви к искусству. От гонораров он отказывался принципиально... Эта парочка сводила с ума гостей.

Не стоит сомневаться в том, что такой цветок по-графски самолюбивый Тулуз-Лотрек не опылить не мог. Да, он вращался в отнюдь не аристократических кругах. Да, его самолюбие удовлетворяли не самые престижные и недоступные девицы. Зато путь в их постели был прост и краток. Здесь никто не обращал внимания на внешнее уродство художника. Ведь на ставшем ему родным Монмартре каждый был по-своему уродлив: сам разгульный образ жизни большинства обитателей холма свидетельствовал о моральной растленности.

От эпатировавшего почтеннейшую публику графа отвернулись все его аристократические знакомые. Только мать - мадам Адель - была готова принимать сына любым. Она отлично понимала, что ее Маленькое Сокровище падает в пучину разврата и алкоголизма. Но что она могла сделать? До самого конца у матери с сыном были теплые и доверительные отношения. Графиня делала вид, что Анри ведет образ жизни, свойственный представителям его круга.

А образ жизни Анри, естественно, толкнул его в объятия развратной и бездумной Ла Гулю, которую в жизни интересовали главным образом две вещи: деньги и плотские удовольствия (еда, алкоголь и секс).

Увековечивание в искусстве

Долго ли они были вместе? Кто знает... Думается, недолго, ибо Тулуз-Лотрек находил особым шиком часто менять девиц. Это он считал доказательством своей мужской состоятельности. На самом деле о мужской силе карлика по Монмартру ходили легенды. А Ла Гулю, похоже, не особенно занимало, кто был рядом. Как мы уже писали, она желала веселиться и получать удовольствие от жизни.

Но в итоге Ла Гулю ушла из «Мулен Руж». Почему? Версии были разные. Одни говорили: девица смогла скопить себе на жизнь. Другие утверждали: знаменитая танцовщица приобрела «нетоварный» вид, и ее вежливо попросили из кабаре. На самом деле Обжора страшно растолстела, после того как родила мертвого недоношенного ребенка от неизвестного отца.

Деньги она промотала быстро. И решила начать свое дело: открыть балаган на ярмарке. Она понимала: сам вид балагана должен привлекать публику. Тут-то она и вспомнила о том, что один из ее любовников (а именно - Тулуз-Лотрек) чего-то там кропал в своем блокнотике. Да и афишки он лихо рисовал. Тогда Ла Гулю обратилась к Анри с письмом: «6 апреля 1895. Дорогой друг. Я приду к тебе в понедельник 8 апреля, в два часа дня. Мой балаган будет на ярмарке Трон. Слева от входа у меня очень хорошее место, и я буду очень рада, если ты найдешь время что-нибудь написать для меня. Ты мне скажешь, где купить холст, и я сделаю это в тот же день. Ла Гулю».

Балаган Тулуз-Лотрек расписал. А что делать? Лучше уж написать на трехметровой стене Ла Гулю в дни пика ее славы, чем не работать вообще. Ну да, разрисовал он как-то стены таверны, другой раз подкинули ему еще заказ - расписать гостиную... В целом художник сидел без дела: времени на веселую жизнь в публичных домах было более чем достаточно.

После окончания работы пути танцовщицы и художника разошлись навсегда.

Закончили они в разные годы, но примерно одинаково. Омерзительно растолстевшая, уродливая, испитая Ла Гулю больше не достигла успеха ни в одном из своих начинаний: не вышло из нее ни держательницы балагана, ни трактирщицы, ни дрессировщицы зверей. Она скончалась в возрасте 62 лет. В последние годы была практически бездомна и побиралась.

Тулуз-Лотрек после нее жил с Рыжей Розой, которая возбуждала его своими пышными формами. Роза была всячески хороша как женщина, но от нее художник заразился сифилисом, который тогда не умели лечить.

Что его добило - катастрофически быстро прогрессировавшая венерическая болезнь или алкоголизм? Сегодня сказать трудно. Только после одного из запоев художника свалили паралич и приступ белой горячки одновременно. После лечения наступило временное облегчение - Анри вернулся к своей распутной жизни на Монмартре. Но возвращение было недолгим.

Граф Анри де Тулуз-Лотрек умер в 1901 году в своем родовом гнезде на руках у матери.

Его гений признали через несколько лет после смерти художника.


The Salon in the Rue des Moulins. Анри де Тулуз-Лотрек, 1894. Постимпрессионизм, пастель


В Мулен Руж, The Dance. Анри де Тулуз-Лотрек, 1890. Масло на холсте



Tags: история любви, персоны
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments