Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Выйти за него замуж, если он понравится. Ну, или голову срубить, если мужчина так себе...

Валькирии русских былин, в которых влюблялись и на которых женились легендарные богатыри


В преддверье женского праздника, речь пойдет о женах русских богатырей.  Непросто им бывало жениться, не каждая девушка выдержит героя под боком. Так что богатырские сердца очень часто похищали поленицы и богатырки - девушки-воительницы, чьё расположение надо было буквально завоёвывать. Слабаков возле себя богатырки не терпели. Найти суженую герой мог в чистом поле, а мог на пиру у князя - судя по запеву былин, поленицы пировали там за одним столом с богатырями.



Дева-богатырша на рисунке М.Чевалкова.

Девы-воительницы были такой привычной частью русского фольклора, что слово “богатырка” записывает в этом значении Владимир Даль. Афанасьев фиксирует сказки, в которых молодильные яблоки охраняет безымянная девица со своей дружиной. Всё её войско полностью набрано из девушек. Вместе с ними девица ездит забавы ради по полям. Собственно, поленица и означает - та, что полякует, ездит по полям в поисках приключений.

Не все поленицы безымянны. Несколько героинь в былинах и сказках названы по имени.


Богатырша на рисунке В.Служаева.

Прототипом одного из самых популярных персонажей былин, Добрыни Никитича, считают реального человека, дядю и воеводу Владимира Святого. В былинах он знакомится со своей будущей женой, Настасьей Микулишной, после победы над Змеем Горынычем. Настасья бьёт его в честном поединке, а потом хватает за жёлты кудри, сдёргивает богатыря с седла и прячет… себе в карман. И только потом думает, что с ним делать.

Настасья решает поглядеть на пленника как следует и выйти за него замуж, если он понравится. Ну, или голову срубить, если мужчина так себе. На своё счастье, Добрыня полностью устраивает девушку, и она становится его женой.

frantciya_okkupatciya_reg-big.jpg
Поляница на рисунке Б. Гильванова.

В другой былине Добрыню отправляют с дипломатическим поручением в Орду. Настасья ждёт мужа двенадцать лет, но получает затем ложную весть о его смерти. Князь вынуждает богатырку выйти за другого героя, Алёшу Поповича. На свадьбе появляется Добрыня, переодевшись скоморохом. Настасья сразу узнаёт мужа и заключает в объятья.


Василиса Микулишна Б. Ольшанского.

Сестра Настасьи Микулишны, Василиса, была в былинах женой черниговского боярина Ставра. На пиру у Владимира Ставр, захмелев, хвастает умом и силой своей жены. Выражения для сравнения Василисы с князем и его дружиной он подбирает не самые лестные, и Владимир сажает Ставра “в погреба глубокие”.

Узнав об этом, Василиса пускается на хитрость. Она переодевается татарским юношей, берёт с собой войско и, явившись в Киев, требует уплатить дань за двенадцать лет и княжну в жёны. Последнее - чтобы уесть князя, поскольку выдавать христианку за иноверца считали бесчестьем.


Василиса Микулишна С. Соломко.

Княжна подозревает, что юноша на самом деле, скорее, женщина, и делится подозрениями с отцом. Князь устраивает Василисе испытания на силу, ум и ловкость, и из каждого она выходит с честью. Владимиру приходится играть свадьбу дочери с гостем. На пиру “татарин” сидит с грустным лицом. Князь зовёт гусельников, но их игра не устраивает гостя. Тогда Владимир вспоминает о том, что боярин Ставр - замечательный музыкант. Ставра приводят на пир. Василиса зовёт его посмотреть её дружину и там открывается. Переодевшись в женское платье, она возвращается вместе с мужем к Владимиру, и тому приходится признать, что Ставр хвастал не зря.

Подумать только, но у Ставра тоже есть реальный прототип, только “в погреба” его заключал не Владимир Святой, а Владимир Мономах. Но не за грубость, а за участие в беспорядках в Новгороде.


Микула Селянинович.

Настасья и Василиса - не только популярные героини, но и дочери другого былинного героя, богатыря Микулы Селяниновича. Правда, их отец воинственностью не отличался, довольствуясь ролью пахаря и тем, что время от времени ставил мимоезжих богатырей на место.

Окружён был поленицами и Илья Муромец. В одной из былин он зачинает вне брака с богатыркой Златыгоркой сына Сокольника, в другой - его жена-поленица Савишна, переодевшись в доспехи, едет в Киев выручать Илью от Тугарина-змея. Наконец, в одной из былин Илью Муромца пытается убить за обесчещивание её матери его незаконнорождённая дочь-богатырка (в других вариантах это делает сын). Муромец убивает её, так и не спросив имени.


Настасья Королевична С. Соломко.

Драматична история поленицы Настасьи Королевичны, жены богатыря Дуная Ивановича. Дунай вместе с Добрыней Никитичем едет в Литву, чтобы сосватать Апраксу, дочь литовского короля, которому сам служил раньше, за князя Владимира. Королю при встрече Дунай дерзит, и тот заключает его “в погреба глубокие”, но Добрыня побивает литовскую дружину, и королю приходится отдать и Дуная, и Апраксу.

У Апраксы есть старшая сестра, Настасья. Некогда Дунай соблазнил её и чуть не поплатился за это жизнью, но королевна подкупила палачей, и богатырь смог бежать в Киев. Приехав за Апраксой, Дунай даже не смотрит в сторону бывшей возлюбленной, и это уязвляет женщину. Она уезжает из дома поляковать.

На обратном пути в Киев Дунай замечает “богатырский след”, нагоняет неизвестного богатыря и вступает с ним в поединок - в этом отношении былинные богатыри Руси ничем не отличались от рыцарей из европейских баллад. Уже победив незнакомца, Дунай достаёт нож, чтобы добить его, но понимает, что видит Настасью. Они вместе едут в Киев, чтобы там пожениться.


Дунай Иванович и Настасья.

В Киеве Апракса и Настасья с женихами играют двойную свадьбу. На пиру Дунай и Настасья берутся похваляться: он - храбростью, она - меткостью в стрельбе из лука. Дунай ставит себе на голову серебряное кольцо, чтобы проверить жену, и она трижды пускает стрелу сквозь кольцо. Тогда Дунай решает сам пострелять в кольцо на голове Настасьи. Та умоляет этого не делать, потому что беременна, но в итоге встаёт с кольцом, и Дунай, промахнувшись, убивает жену. Вскрыв ей живот, он видит, что внутри Настасьи был чудесный ребёнок - ноги по колено в серебре, руки по локоть в золоте. С горя Дунай бросается на собственную саблю, и из его крови берёт начало река.

В сказках Иван-Царевич часто противостоит некой деве-воительнице. Она может выступать под именем Марья Моревна, Усоньша-богатырша, девица Синеглазка или Белалебедь Захарьевна. В одном из сюжетов Иван-Царевич на Моревне женится и обнаруживает, что она держит в плену Кощея Бессмертного. Из жалости царевич даёт Кощею напиться, и тот возвращает свою силу и сбегает, похитив саму Марью. С помощью трёх её братьев царевич освобождает жену.


Скорее всего, поляницы были степнячками. Рисунок Б. Гильванова.

Многие исследователи полагают, что образ полениц в русских былинах и сказках связан с контактами между русскими и половцами. Половецкие девушки должны были знать ратное дело, а в свадебный обычай входил поединок между невестой и женихом. Русские князья (и, возможно, простые дружинники тоже) довольно активно брали себе в жёны невест из числа половчанок. Чтобы брак признавали оба народа, сначала его играли по половецким обычаям, потом крестили невесту и играли свадьбу по русскому обряду.

Сказка - ложь, да в ней намек, кто познает - тем урок.

С праздником, дорогие женщины!


Tags: Преданья старины, Русь, женщины
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 44
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →