Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Новогодние открытки из прошлого



У многих из нас иногда всё же невольно мелькает мысль: «А вот раньше было по-другому…» Вынуждена вас разочаровать: не было. Оказывается, во второй половине XIX — начале ХХ века, когда изобразительные искусства всё еще подчинялись довольно строгим правилам, производители поздравительных открыток «отрывались», как могли. Вашему вниманию коллекция необычных и абсурдных открыток, на которых елки целуются со снеговиками, свиньи танцуют с гномами, а Санта Клаус выглядит не таким уж милым и добрым.



За этим изображением явно скрыта очень загадочная история.

Среди всех компаний, которые печатали новогодние и рождественские открытки в викторианскую эпоху, особенно выделяются две — Raphael Tuck & Sons и De La Rue. Но если первые чаще всего просто брали привлекательную картинку и украшали ее поздравительной надписью (иногда совершенно неподходящей), то вторые, похоже, сознательно выбирали чудаковатые изображения. De La Rue печатали поздравительные открытки на протяжении лишь одного десятилетия (с 1875-го по 1885-й), но за это время успели произвести внушительное количество изображений, вызывающих много вопросов.


О том, что это новогодняя открытка, говорит только надпись «The Compliments of the Season» — одно из традиционных английских поздравлений с зимними праздниками.


А здесь поздравительная надпись хорошо замаскирована — ее можно разглядеть в левом нижнем углу. И от этого сюжет становится еще менее понятным.

Почему же вместо традиционных рождественских сюжетов De La Rue и подобные ей компании выбирали антропоморфных насекомых, цветочных фей и динозавров? Всё дело в том, что рынок поздравительных открыток в конце XIX века был перенасыщен. И, чтобы выделиться на общем фоне сказочных зимних пейзажей, белокурых ангелочков и милых котят с бантиками, De La Rue нанимали художников, которые могли создать нечто новое (к слову, эта компания была одной из очень немногих, кто сотрудничал с женщинами-художницами). А викторианцы старались купить к Рождеству как можно больше ненужных вещей (никого не напоминает?) и охотнее выбирали нестандартные изображения.


За интерес викторианцев к доисторическим существам (и за появление таких открыток) стоит благодарить Чарльза Дарвина.


Может быть, это ранний концепт-дизайн костюмов для эльфов Санта Клауса?

Кроме всего прочего, в то время открытки были источником визуальной новизны. Позволить себе купить картину могли далеко не все, а открытки были недорогими и красочными. Люди коллекционировали их, вставляли в рамки, обменивались ими. Это был способ поделиться с окружающими симпатичными или смешными картинками — приблизительно как сейчас Инстаграм.


Очень празднично, не правда ли?


Очень милые котики, которые… сидят на мундштуке?


А вот факельное шествие птиц выглядит немного зловеще. Хотя, может быть, они несут огоньку котикам с предыдущей открытки?

Вернемся ненадолго к компании Raphael Tuck & Sons, которые печатали сотни открыток по самым разным поводам, не всегда заботясь о том, чтобы картинка хоть как-то соотносилась с текстом. В их наследии тоже можно отыскать немало странных открыток, хотя они и теряются в общем потоке. Чего только стоит оживший рождественский пудинг или собаки, играющие на волынках.


Рыдающие дети — лучший способ поздравить близких. Хотя плачут они из-за того, что угощение закончилось.


 Может быть, именно так в Шотландии раньше праздновали Рождество?

1.jpg
Четырехлистный клевер — знаменитый символ удачи — часто встречается на открытках с поросятами. Но разве что-то на этой картинке может отвлечь от выражения лица гнома?

Частыми гостями на винтажных новогодних открытках были свиньи — символ наступающего 2019 года. Причем часто они изображались с мешочками денег или в окружении монет. Дело в том, что во многих тевтонских и скандинавских традициях свинья символизировала удачу и процветание. Так что, одаривая близких «свинскими» открытками, люди не имели в виду ничего плохого, а желали друг другу финансового благополучия.


Так люди поздравляли друг друга с наступлением 1910 года. Не забывайте, это пожелание благополучия.






Так вот что происходит в хлеву, пока никто не видит!

А вот почему на рождественских открытках так много лягушек и насекомых, не совсем понятно.


Лягушки, которые почему-то боятся намокнуть.


Интересно, комары — это звуковое сопровождение или закуска?






Ничего необычного. Просто котята, сбивающие палками кокосовые орехи.


Как хотелось бы верить, что эти птички просто спят…


Теперь вы знаете, как выглядит экзистенциальный кризис.


Этого ребенка слишком часто просили прочитать стишок с табуретки.


Эти птицы, к счастью, не мертвые, а просто выпили лишнего. Но вы только посмотрите на кота!


Мальчика в мешок... Интересно, зачем?


Видимо, это призрак будущего похмелья.


А это Крампус — спутник и антипод Святого Николая, который наказывает непослушных детей. Но в тот год Крампус, похоже, взял отпуск, чтобы устроить свою личную жизнь.


Теперь, когда вы встретите в инете изображение, которое покажется вам дурацким или абсурдным, просто вспомните, что раньше люди дарили друг другу открытки с мертвыми птичками — и современный мир уже не будет казаться вам таким сумасшедшим.
Автор: Евгения Сидельникова























Больше открыток здесь


Tags: Новый год, открытки, праздники
Subscribe
promo otevalm august 1, 2017 10:00 45
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments