Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Category:

Как устроена современная архитектура? Пять принципов Корбюзье

Ле Корбюзье

Современная архитектура появилась не в один миг, создаваясь — независимо друг от друга — целым рядом выдающихся архитекторов. Но один человек стоит особняком, и именно с его именем современная архитектура часто ассоциируется.

Хотя и само это имя появляется в истории довольно поздно, когда архитектурный модернизм был вполне признанным стилем. Признанным, но пока еще не вполне структурированным. А как известно, «практика без теории слепа».


В 1926 году во французском журнале «Эспри Нуво» — «L'Esprit Nouveau» — вышла статья под названием «Пять отправных точек архитектуры».

Автор — молодой архитектор Шарль-Эдуард Жаннере — просто обобщил сложившийся к тому времени опыт, сформулировав его в виде ясных принципов, которым, по его мнению, должны отныне следовать архитекторы. Свои публикации он подписывает псевдонимом: «Ле Корбюзье».

Под этим именем он и вошел в историю, как самый известный и самый неоднозначный архитектор ХХ века. А сформулированные им тогда принципы составят концепцию современной архитектуры.

По отдельности все эти принципы и были известны, и давно использовались. Но лишь Корбюзье ясно и однозначно сформулировал их, сведя в единую концепцию. Так бывает: какие-то идеи витают в воздухе, и однажды их концентрация достигает такой плотности, что остается лишь свести их в единую концепцию.

В архитектуре ХХ века это сделал Ле Корбюзье.

Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве

Сразу уточню: все здесь сказанное — это очень упрощенное понимание концепций Корбюзье. Во-первых, мы знакомимся лишь с одной его идеей. И во-вторых, его градостроительные концепции слишком глобальны.

Итак, по мнению Корбюзье, современное здание должны отличать следующие черты:

1. Расположение над землей на столбах-опорах;.
2. Плоская эксплуатируемая кровля.
3. Ленточные окна/сплошное остекление.
4. Свободный фасад, независимый от несущих конструкций здания.
5. Свободная планировка с возможностью распланировать помещения независимо от конструкций.

Видим ли мы все это в современных зданиях? Конечно. Не всегда все пять в одном здании — ну так архитекторы и не обязаны в точности соблюдать все предписания, пускай и сформулированные гениальным мастером.

И «пять принципов» не отменяют основной идеи функциональной архитектуры: «форма определяется функцией».

Жилой дом в посёлке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия. 1927 г.
Жилой дом в посёлке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия. 1927 г.

Взять, например, эксплуатируемые кровли. Крыша — это практически целый этаж. Можно ли позволить такой площади пропадать зря?

Максимальное и оптимальное использование пространства — конёк Корбюзье. Конечно, жить на крыше может разве что Карлсон, а вот отдыхать и заниматься спортом — кто угодно. И Корбюзье располагает на крышах спортивные зоны, бассейны, солярии, парки.

Правда, не везде это встречает понимание. Например, в северных странах такая эксплуатация кровли обойдётся дороговато, да и то будет сезонной. Да и вообще, местным климатическим условиям с обильными осадками и мощным снеговым покровом больше отвечает скатная кровля.

Но, во-первых, люди живут не только на севере. Во-вторых, плоские кровли всё-таки прижились… да хотя бы в нашем климате. А в-третьих, сам Корбюзье был кем угодно, но не догматиком. И вряд ли он предполагал, что его принципам нужно следовать буквально, любой ценой и в ущерб здравому смыслу.

Впрочем… Помните, в фильме «Служебный роман» герои выходят из кабинета прямо на крышу? Это реальная московская крыша, и раньше на ней располагались ресторан и картинная галерея.

Кадр из к/ф «Служебный роман», 1977 г.

И это не здание Корбюзье. Больше того, когда оно строилось, Шарль-Эдуард Жаннере только начинает самостоятельную карьеру архитектора. «Пять принципов» появятся почти через 15 лет!

Тем не менее вот она — эксплуатируемая кровля в не самой теплой стране. Причем не имеющая отношения ни к Ле Корбюзье, ни к современной архитектуре.

А теперь — вниз. Буквально, на первый этаж условного «современного здания». Он здесь расположен на уровне второго. А между первым этажом и поверхностью земли — свободное пространство, весь же дом поднят над землёй на столбах-опорах.

Идем дальше? Третий и четвертый принципы: независимый фасад и свободная планировка. Что это означает? Всего лишь, что ни внешние, ни внутренние стены не являются несущими.

И значит, их можно распределять как угодно, придавая и фасаду, и внутренним помещениям любые конфигурации в зависимости от потребностей. Надо рассадить клерков — разгороди на индивидуальные ячейки; нужен спортивный зал — оставь единое пространство. Это полностью соответствует основному критерию функциональной архитектуры: «функция определяет форму».

Здание Ассамблеи. Город Чандигарх — столица штата Пенджаб, Индия
Здание Ассамблеи. Город Чандигарх — столица штата Пенджаб, Индия

Реализовать же эти принципы возможно лишь в здании с несущим каркасом.

Вы ведь бываете в больших современных автосалонах и многоярусных паркингах, в офисных и торговых центрах «из стекла и бетона»? И наверняка обращали внимание на мощные столбы, проходящие здание сверху донизу через все этажи, на которые как бы нанизаны горизонтальные перекрытия. Это и есть несущие элементы.

Что мы забыли? Конечно, ещё один принцип: окна, расположенные вплотную, лентами, в пределе — образуя сплошные стеклянные стены. Сплошное остекление прежде всего практично, оно не препятствует свету проникать в помещения, создавая эффект естественного освещения.

Но это не все. А может быть, и не главное. Сплошное остекление дает еще один эффект — оно «открывает» здание в пространство.



Представим «сферического коня в вакууме»… то есть условный, привычный нам, типовой дом, стоящий на открытой местности. Обычный дом «разрывает», ограничивает пространство, взгляд находящегося перед домом человека будет неизбежно упираться в него.

А если дом находится над землей? Тогда пространство не ограничивается сплошной стеной, а визуально продолжается; дом уже не рвет ландшафт, а старается в него встроиться.

И плоская кровля с прогулочной зоной, спортплощадкой, садом становится «всего лишь» еще одной плоскостью все того же пространства, вынесенной наверх.

Ландшафт продолжается под домом, над домом… А между ними, между основанием и кровлей, у нас… прозрачные стены, позволяющие свету проникать внутрь. В идеале — проходя дом насквозь.

Здание держится на каркасе, и в чистом виде конструкция вообще не имеет стен и перегородок, максимально раскрываясь свету и воздуху, встраиваясь в пространство. Сплошной стеклянный фасад призван сохранить эту прозрачность; ну, а расположение внутренних перегородок определяется исключительно функциональностью. И перегородки эти могут быть тонкими и невысокими, ведь никакой нагрузки они не несут.

Кстати, эта архитектура современна и еще по одной причине. Каркасные конструкции с широкими окнами были известны уже много веков назад, достигнув вершины и предела сложности в эпоху готики.

Предела — потому, что каменная готическая архитектура попросту исчерпала возможности имевшихся материалов. И следующий инженерный прорыв произошёл лишь в середине XIX века, с изобретением железобетона.

Огюст Перре
Огюст Перре

Именно здания из железобетона проектировал архитектор-новатор Огюст Перре, у которого молодой Корбюзье начинал свою карьеру. Кстати, это дома Перре взяли за основу советские архитекторы, проектируя «хрущевки».




Tags: архитектура
Subscribe

promo otevalm august 1, 2017 10:00 48
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments