Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей



Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.

Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.


Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.

До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.

 
Жозеф Нисефор Ньепс                                                        Луи Дагер

Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.

Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.

Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.



Примечательно, что задумка авторов действительно удавалась — если неосведомленный человек посмотрит на эти кадры, он заметит лишь некоторую странность в позах запечатленных людей, однако, учитывая время, когда были сделаны снимки, вряд ли это вызовет вопросы.

Очень скоро идея посмертной фотографии начала обретать все большую популярность, и уже к середине 1840-х годов этот тренд превратился в целое направление искусства, количество поклонников которого росло с каждым годом.

Теперь среди последователей направления значились не только родители, потерявшие детей в раннем возрасте, но и другие люди, желавшие запечатлеть умерших близких — братьев, сестер, отцов и матерей, бабушек и дедушек. Иногда на подобных снимках позировали целые семьи — причем невооруженным глазом определить, кто из них мертв, было практически невозможно. Покойников усаживали в кресла, им делали макияж и подбирали для них праздничные одежды — фотосессия была целым масштабным событием, которого, как ни странно, с нетерпением ждали члены семей покойников.

Использование разнообразных штативов, грим, применение лекарственных препаратов, например, специальных капель для глаз, которые добавляли взгляду блеск и яркость — к тому моменту, когда искусство посмертной фотографии достигло пика популярности, люди были осведомлены о целом ряде уловок и фокусов, которые помогали им придавать вид живых своим умершим родственникам.

Примечательно, что искусство посмертной фотографии обрело поклонников не только среди бедных слоев населения — с развитием тенденции все больше представителей искусства стали обращать на нее внимание, проникаясь идеей создания идеальных post-mortem снимков. Так, после смерти Виктора Гюго в 1885 году культовый французский фотограф Надар (Гаспар-Феликс Турнашон) сделал посмертный снимок писателя, который стал одним из самых известных в истории post-mortem photography.


Посмертная фотография Виктора Гюго

Кроме того, многие авторы отмечали, что в сути этого искусства лежит не только желание запечатлеть своих родных и близких, но и более глубинный и философский смысл. Так, один из художников, работавших в этом жанре, описал направление следующим образом:

«Post-mortem фотографии — это не просто память о тех, кто покинул наш мир. Это философия нашего времени, которая должна напоминать людям о тонкой грани, существующей между жизнью и смертью»


Тем не менее, несмотря на огромную популярность этого направления искусства, вскоре технический прогресс дал новый виток развития, вместе с которым в мире стали появляться и новые возможности для фотографии. Уже в середине XIX века стала сокращаться длительность выдержки, а к началу XX стали появляться более удобные и дешевые технологии фотографического процесса, фактически вытеснившие тренд на посмертную фотографию.

К слову, сегодня во многих музеях мира можно найти целые экспозиции, посвященные этому виду искусства, а некоторые современные художники, например, Андрес Серрано, Джеффри Силверторн, Нэнси Голден, активно эксплуатируют тему post-mortem в своих работах, что нередко вызывает весьма неоднозначные оценки публики.




Tags: мистика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С Днем Рождения, Варенька!

    01.10.2021 г. 5 лет

  • Осенний сюрприз

    Прелестная роза распустилась в нашем саду. Василиса пришла в неописуемый восторг Впрочем и я тоже...

  • Лапушка-Варенька

    Варя (после летнего отдыха) отправилась в старшую группу садика. И как полагается (берем пример со старшей сестры школьницы), 1 сентября с…

promo otevalm август 1, 2017 10:00 48
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments