Людмила (otevalm) wrote,
Людмила
otevalm

Categories:

Забытое имя советской моды: Как Александра Грамолина превратила Ригу в центр западной моды в СССР



Во времена СССР рижские дизайнеры были ретрансляторами европейских модных тенденций. В настоящий бренд превратила рижскую моду Александра Грамолина – модельер, которая после эмиграции в Китай вернулась на родину и стала художественным руководителем Рижского дома моделей. Долгие годы ее имя незаслуженно было предано забвению, а ведь именно благодаря ей Ригу называли столицей советской моды.

Александра Шамрай родилась в 1911 г. в Чите в семье инженера и портнихи. Когда девочке было 10 лет, ее семья переехала в Харбин, который был на тот момент одним из крупнейших центров русской эмиграции. Спустя год отец оставил семью. Чтобы прокормить троих детей, мать зарабатывала шитьем. Александра увлеклась живописью и окончила частную художественную школу. А когда они в 1932 г. переехали в Шанхай, она начала помогать матери шить и занялась оформлением витрин в качестве художника-декоратора.



Журнал *Ригас модес*, 1952-1953 гг.


Журнал *Ригас модес*, 1952-1953 гг.


Журнал *Ригас модес*, 1955-1956 гг.

В 1937 г. Александра вышла замуж за русского эмигранта, инженера Владимира Грамолина. В Шанхае она устроилась в частное ателье дамской одежды и шляп «The modern women», где проработала 12 лет, став его руководителем. В 1942 г. супруги подали ходатайство о принятии гражданства СССР. Ожидать ответа пришлось 4 года, но когда в 1946 г. они его наконец получили, с переездом не спешили, а в 1951 г. отправились в Австралию. О причинах этого решения ничего не известно. В автобиографии Грамолина сообщает только то, что в Сиднее она окончила Академию моделей и кройки, получила диплом модельера и закройщика женской и детской одежды, работала художником-модельером на фабрике массового пошива. В Австралии супруги подали ходатайство о возвращении в СССР и в 1955 г. переехали в Ригу.


Журнал *Ригас модес*, 1955-1956 гг.

В Рижский дом моделей Александру Грамолину приняли временно – на замену заболевшей закройщицы, но уже через неделю взяли в штат художником-модельером. Спустя несколько месяцев она уже была главным художественным руководителем Рижского дома моделей. Директор дал ей такую характеристику: «Проживая за границей в разных странах тов. Грамолина обогатилась впечатлениями, что способствует расширению ее кругозора и развитию художественного вкуса. В работе энергична и исполнительна, но очень слабо разбирается в вопросах организации производства и в экономике социалистического предприятия».


Модные показы А. Грамолиной пользовались невероятным успехом

Опыт работы в Китае и Австралии помог Грамолиной не только успешно реализовать собственный творческий потенциал, но и вывести Рижский дом моды на всесоюзный уровень. На работы модельера вскоре обратили внимание московские художники, которые дали им очень высокую оценку. В 1960-х гг. модные показы рижан в Москве пользовались невероятным успехом – Грамолина устраивала целые театрализованные представления, и билеты на них разлетались мгновенно. У каждого показа было свое название и своя тема, во время дефиле даже звучали стихи, девушки выходили на подиум под музыку Раймонда Паулса.


Сотрудники Рижского дома моделей после возвращения из Парижа, 1970 г. Александра Грамолина – в нижнем ряду слева

Когда в 1967 г. советские модельеры впервые отправились в Монреаль на международную выставку, часть коллекции была создана в Риге под руководством Грамолиной. Но сама она какое-то время оставалась невыездной из-за того, что у нее были родственники за рубежом. Тем не менее Грамолина всегда следила за европейскими модными тенденциями: она создала при Рижском доме моделей методический кабинет, где занимались переводом польских, итальянских, немецких и французских модных журналов.


Журнал *Ригас модес*, 1955-1956 гг.


Журнал *Ригас модес*, 1955-1956 гг.

В 1972 г. Александра Грамолина ушла из Рижского дома моды в связи с выходом на пенсию, но долгое время без дела оставаться не смогла. Ее приняли на работу консультантом в знаменитое ателье «Ригас модес», которое было самым дорогим и престижным в Риге. Его главный художник-модельер рассказывала: «Опыт Александры Николаевны нам очень пригодился. Она говорила, что чувствует моду на два года вперед, и это было действительно так. А еще она научила меня отношению к профессии. Она была влюблена в свое дело, работала не ради денег: ни шубы, ни машины, ни дачи у Грамолиной не было. И все мы были так же одержимы работой: больничные никогда не брали».


Журнал *Ригас модес*, 1961-1962 гг.


Эскизы из книги М. Азаровой и А. Грамолиной *Конструирование и моделирование одежды*, 1969

Журнал «Ригас модес», который выпускал Рижский дом моделей вплоть до 1992 г., стал одним из самых популярных модных изданий благодаря тому, что в нем можно было найти новейшие модели одежды с удобными выкройками в каждом номере. Историк моды Александр Васильев называл его советским «Vogue», так как в 1960-1970-х гг. журнал «Ригас модес» был одним из главных путеводителей в мире моды, формирующим чувство вкуса и стиля.


Ателье *Ригас модес* в 1970-х гг.

Профессиональных моделей тогда еще не было, но Грамолиной удавалось безошибочно определять самых перспективных девушек из числа претенденток на участие в показах. Она считала, что у манекенщицы должны быть идеальными ноги – «как бутылочки» – с тонкими щиколотками. Одна из самых известных манекенщиц Рижского дома моды Аснате Смелтере говорила: «Не будет преувеличением сказать, что в шестидесятые и семидесятые Рига диктовала моду всему огромному Советскому Союзу. Художники Рижского дома моделей создавали дизайн одежды, которую показывали на выставках и дефиле; некоторые модели попадали и в массовое производство. Наш «Ригас аудумс» производил ткани, которые достойны отдельной выставки, а швейные заводы Латвии одевали весь СССР».


Одна из самых известных латвийских манекенщиц советских времен и модельер А. Смелтере

После распада СССР и Рижский дом моделей, и ателье «Ригас модес» прекратили свое существование. Александра Грамолина ушла из жизни в 1998 г. в возрасте 87 лет. К тому времени слава Рижского дома моды померкла, а имя художника-модельера было надолго предано забвению. И только в последние годы благодаря усилиям историка моды Александра Васильева о королеве советской моды снова заговорили.


Одна из самых известных латвийских манекенщиц советских времен Регина Позвольская


Журнал *Ригас модес*, 1964-1965 гг.





Tags: мода
Subscribe

promo otevalm август 1, 2017 10:00 48
Buy for 50 tokens
Как она начиналась... Часть1 На фото (справа) - мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments